Концентрация производства
Концентрация производства – это процесс, нацеленный на
увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг. Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении
выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает
возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда. Концентрация на каждом
предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот
процесс. Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах: - увеличение производства однородной продукции (на специализированных
предприятиях);
- увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);
- развитие концентрации на основе комбинирования
производства (на предприятиях типа комбинатов);
- развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться
как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.
Концентрация производства может быть
достигнута: - при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применении машин, оборудования и
агрегатов с большей единичной мощностью;
- одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более
прогрессивного;
- развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.
Экономические
преимущества концентрации производства
следующие: - концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;
- в условиях концентрации
производства, как правило, растет производительность труда;
- в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные
машины и оборудование;
- в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие
возможности для организации ресурсосберегающего производства;
- при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных
расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства.
Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и
комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных
инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса
управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов;
возможность монополизации производства определенных видов продукции.Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для
каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия
|