Прусова Н.В. Психология труда

Теория ERG

Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными потребности, связанные с существованием, отношениями с другими людьми и ростом.

К потребностям, связанным с существованием, он относил те, которые непосредственно связаны с выживанием индивида: в еде, питье, жилище и безопасности. Потребности в отношениях с другими людьми могут быть удовлетворены рабочими отношениями, самоидентификацией с определенной группой, интеракциями в определенной среде, а вне работы – через семью и друзей. Потребность в росте подразумевает максимально полную реализацию своего профессионального потенциала. Потребности могут удовлетворяться одновременно.

Мотиваторно-гигиеническая, или двухфакторная теория мотивации. Автор Ф. Герцберг. Ф. Герцберг выделял потребности двух типов: потребностей- мотиваторов, ответственных за удовлетвореность работой, и гигиенических потребностей, ответственных за неудовлетворенность работой.

К потребностям- мотиваторам относятся:

  1. природа индивидуальных рабочих заданий;
  2. уровень ответственности работника;
  3. уровень достижений работника;
  4. уровень признания;
  5. уровень продвижения, развития его карьеры;
  6. уровень профессионального роста.

Удовлетворить эти потребности может работа, связанная с творческим подходом и некоторыми трудностями, в преодолении которых проявляется степень профессионализации работника. Гигиенические потребности связаны с:

  1. организационной политикой;
  2. руководством;
  3. межличностными отношениями;
  4. физическими условиями на рабочем месте;
  5. заработной платой;
  6. формами поощрения.

Герцберг, как и Маслоу, первичным считает удовлетворение физиологических потребностей, которые в своей теории он обозначает как гигиенические.

Герцберг предложил таким образом реорганизовать работу, чтобы работник мог удовлетворить потребности-мотиваторы и предложил руководителям несколько положений, которые могли бы помочь реализовать потенциал работников:

  1. снизить контроль со стороны управленческого персонала, что возложит большую ответственность на самого работника и повысит его самооценку;
  2. создать условия для того, чтобы работник мог видеть результат своей деятельности;
  3. создать непосредственную обратную связь качества работы и эффективности труда в целом.


Боронова Г.Х. Психология труда | Григорьева М.В. Психология труда | Прусова Н.В. Психология труда