| Финансы и финансовая политикаФинансы
 – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания 
фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства. Они 
используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения 
социальных нужд общества.
 Функции финансов:
 распределительная – распределение национального дохода заключается в создании так называемых первичных доходов:
а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельскохозяйственных рабочих;
 б) доходов предприятий сферы материального 
производства; перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями 
(сельское хозяйство), предприятиями, регионами;
контрольная – контроль 
за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и
 расходованием их по целевому назначению; контрольная функция 
осуществляется с помощью финансовых органов;
стимулирующая (с помощью
 системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие 
предприятий, отраслей – установление цен-тарифов, бюджет, налоги, 
экспортно-импортные пошлины и тарифы).
 Финансовые ресурсы – это 
денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов
 хозяйствования и у государства и предназначенные для целей 
воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных 
потребностей.
 Финансовые ресурсы делятся на:
 собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, прибыль);
мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценными бумагами);
поступающие в порядке перераспределения (субсидии, субвенции (на конкретную цель), страховые возмещения).
 Финансовая система – это совокупность учреждений (фонды, финансовые компании), а также это система финансовых отношений.
 Финансовая система Российской Федерации включает в себя:
 государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
фондовый рынок;
финансы предприятий различных форм собственности.
 В общем виде выделяют:
 финансы хозяйственных субъектов (включают в себя финансовые отношения между юридическими лицами и государством);
финансы населения (домашних хозяйств);
финансы государства, которые формируют центральную часть всей финансовой системы.
 Финансовая политика – это 
подсистема экономической политики государства, которая представляет 
собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и 
институтов государственной финансовой власти, которая обладает 
полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов 
государства.
 Финансовая стратегия – это долговременный курс государства в области финансов, который предусматривает решение крупномасштабных задач.
 Финансовая тактика – это 
решение задач конкретного этапа развития путем современной корректировки
 финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.
 Финансовая политика имеет целевую 
направленность. У любого финансового инструмента (бюджет, налоговые 
ставки, льготы, фонды) существует связь с целями экономической политики и
 ее социальной направленностью.
 Основные черты финансовой политики:
 исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, которые характеризуют эффективность финансовой системы;
единство целей и инструментов финансовой 
политики (без обеспечения экономического роста невозможно решение задач 
финансовой политики);
повышение эффективности финансового регулирования должно иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность;
для товарно-ресурсного обеспечения рубля необходимо решить задачи:
а) умеренно увеличить производство топливо-энергетических ресурсов;
б) заморозить развитие этого комплекса;
 в) создать мобильные и ликвидные ресурсы – нефть, газ, ценные металлы;
 г) обеспечить повышение в 2–3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности;
 д) развить авиационную и автомобильную промышленности с привлечением прямых иностранных инвестиций;
 е) снизить отток капитала, нелицензированный его вывоз.
 Механизм управления финансами – это система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы:
 мониторинг за состоянием финансов – Федеральное Собрание и его палаты и специальные органы;
правовое регулирование – Президент (указы), высшие законодательные органы власти;
контроль за финансовой деятельностью – 
министерство финансов, налоговая инспекция, таможня, отдел по борьбе с 
экономическими преступлениями (ОБЭП).
 Необходимо различать государственный и негосударственный контроль.
 Негосударственный контроль – это внутрихозяйственный аудиторский контроль.
 Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием.
 Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.
 Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные биржи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприятия и др.
 
 Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория
 |