Финансы и финансовая политика
Финансы
– это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания
фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства. Они
используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения
социальных нужд общества.
Функции финансов:
- распределительная – распределение национального дохода заключается в создании так называемых первичных доходов:
а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельскохозяйственных рабочих;
б) доходов предприятий сферы материального
производства; перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями
(сельское хозяйство), предприятиями, регионами;
- контрольная – контроль
за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и
расходованием их по целевому назначению; контрольная функция
осуществляется с помощью финансовых органов;
- стимулирующая (с помощью
системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие
предприятий, отраслей – установление цен-тарифов, бюджет, налоги,
экспортно-импортные пошлины и тарифы).
Финансовые ресурсы – это
денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов
хозяйствования и у государства и предназначенные для целей
воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных
потребностей.
Финансовые ресурсы делятся на:
- собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, прибыль);
- мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценными бумагами);
- поступающие в порядке перераспределения (субсидии, субвенции (на конкретную цель), страховые возмещения).
Финансовая система – это совокупность учреждений (фонды, финансовые компании), а также это система финансовых отношений.
Финансовая система Российской Федерации включает в себя:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- фондовый рынок;
- финансы предприятий различных форм собственности.
В общем виде выделяют:
- финансы хозяйственных субъектов (включают в себя финансовые отношения между юридическими лицами и государством);
- финансы населения (домашних хозяйств);
- финансы государства, которые формируют центральную часть всей финансовой системы.
Финансовая политика – это
подсистема экономической политики государства, которая представляет
собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и
институтов государственной финансовой власти, которая обладает
полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов
государства.
Финансовая стратегия – это долговременный курс государства в области финансов, который предусматривает решение крупномасштабных задач.
Финансовая тактика – это
решение задач конкретного этапа развития путем современной корректировки
финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.
Финансовая политика имеет целевую
направленность. У любого финансового инструмента (бюджет, налоговые
ставки, льготы, фонды) существует связь с целями экономической политики и
ее социальной направленностью.
Основные черты финансовой политики:
- исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, которые характеризуют эффективность финансовой системы;
- единство целей и инструментов финансовой
политики (без обеспечения экономического роста невозможно решение задач
финансовой политики);
- повышение эффективности финансового регулирования должно иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность;
- для товарно-ресурсного обеспечения рубля необходимо решить задачи:
а) умеренно увеличить производство топливо-энергетических ресурсов;
б) заморозить развитие этого комплекса;
в) создать мобильные и ликвидные ресурсы – нефть, газ, ценные металлы;
г) обеспечить повышение в 2–3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности;
д) развить авиационную и автомобильную промышленности с привлечением прямых иностранных инвестиций;
е) снизить отток капитала, нелицензированный его вывоз.
Механизм управления финансами – это система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы:
- мониторинг за состоянием финансов – Федеральное Собрание и его палаты и специальные органы;
- правовое регулирование – Президент (указы), высшие законодательные органы власти;
- контроль за финансовой деятельностью –
министерство финансов, налоговая инспекция, таможня, отдел по борьбе с
экономическими преступлениями (ОБЭП).
Необходимо различать государственный и негосударственный контроль.
Негосударственный контроль – это внутрихозяйственный аудиторский контроль.
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием.
Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.
Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные биржи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприятия и др.
Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория
|