История политических и правовых учений (Кушнир И.В.) |
Ж. Боден о суверенитете государственной властиЖан Боден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Его основной труд: «Шесть книг о государстве». Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны. Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит Божественным установлениям и природе человека. Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу; смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть. Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее), то Генеральные штаты (парламент) не должны препятствовать суверенной воле короля. Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми. Ж. Боден отвергает классическое и идущее от Аристотеля разделение форм государства на правильные и неправильные. Глава государства (суверен) – тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю (монарху). В республике народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Боден выделяет при этом следующие монархии.
Тиран становится государем насильственным путем, поэтому тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить. Особенно монархия необходима обширным государствам. Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору. Ж. Боден не поддерживал идею выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма – королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам. Кушнир И.В. История политических и правовых учений | Халин К.Е. История политических и правовых учений |