Коммерческое право (Герасимова Л.П.)

Оптовая ярмарка

Оптовая ярмарка – это многокомпонентное рыночное мероприятие, на котором участники (экспоненты) на основе образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту, а также осуществляют прямые продажи демонстрируемой продукции, проводят конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия информационного характера.

Признаки оптовой ярмарки:

  1. Оптовая ярмарка организуется каким-либо ведомством и (или) специальными посредническими структурами в определенном месте в целях расширения сбыта определенной продукции, не торгуемой на биржах.
  2. Способ торговли ведется напрямую и позволяет изготовителям и потребителям непосредственно вступать в коммерческие связи без участия брокеров.
  3. На ярмарке обязателен предварительный осмотр образцов, моделей, макетов, фотографий, товаров и т. д.
  4. На ярмарке покупатели свободно и оперативно закупают реальные товары по представленным образцам.
  5. Работой ярмарки руководит ярмарочный комитет, который вправе создавать рабочие органы ярмарки (дирекцию – для постоянных ярмарок, арбитраж – для правового обслуживания участников ярмарки, в том числе первичного рассмотрения споров, группу по учету договоров).
  6. Для проведения ярмарки создается специальная инфраструктура, включающая выставочные помещения.
  7. Ярмарки широко используются для реализации новых видов продукции или тех товаров, для реализации которых необходимы непосредственные контакты покупателей и изготовителей (например, товары со сложными технико-экономическими параметрами).
  8. Ярмарка проводится за счет поступления средств от ее участников в виде денежных взносов (предварительные заказы и оплата мест).
  9. Ярмарочная торговля совмещает куплю-продажу товаров, изучение конъюнктуры рынка, установление связей, PR-мероприятия.

По географическому составу экспонентов ярмарки подразделяются на:

  1. всемирные;
  2. международные;
  3. с международным участием, с числом иностранных участников менее 10 % от общего числа участников;
  4. национальные;
  5. межрегиональные местные (региональные).

По отраслевому (тематическому) критерию:

  1. универсальные;
  2. специализированные многоотраслевые;
  3. специализированные внутриотраслевые.

Организатор оптовой ярмарки – это организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом.

По статусу выставочные организаторы подразделяются на:

  1. федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ;
  2. выставочные организации;
  3. торгово-промышленные палаты – федеральная и региональные;
  4. ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, а также отраслевые);
  5. прочие организации различных форм собственности.


Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право