Конституционное право Российской Федерации (Кушнир И.В.) |
Федеральные государственные органы со специальным статусомПрокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Денежная эмиссия национальной валюты РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ – федеральным монетарным органом. Председатель ЦБ РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, хотя действует в тесном взаимодействии с ним. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его конституционно и законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные правовые акты ЦБ РФ обязательны для всех субъектов. Уполномоченный по правам человека в РФ (федеральный омбудсман), назначаемый Государственной Думой и действующий на основании специального ФКЗ (1997 г.). Призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении своих функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким бы то ни было государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, общественным объединениям. Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий (в частности, избирательных комиссий субъектов РФ), обеспечивает проведение выборов и референдумов на федеральном уровне. ЦИК РФ состоит из 15 членов с правом решающего голоса, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов). Издаваемые ЦИК инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в РФ, по существу носят нормативный характер, регулируя различные сферы подготовки и проведения выборов в РФ. Особый статус ЦИК РФ проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности этого федерального государственного органа какому бы то ни было органу государственной власти, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностному лицу. Постоянно действующим федеральным органом парламентского контроля за исполнением бюджета и порядком расходования бюджетных средств является Счетная палата РФ. Председатель и заместитель председателя СП РФ назначаются соответствующими палатами Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, он же вносит в соответствующие палаты Федерального Собрания РФ представления об освобождении от должности Председателя СП РФ и его заместителя. Половина аудиторов СП РФ, включая ее Председателя, назначается Государственной Думой. Остальная половина, включая заместителя председателя, назначается Советом Федерации. Счетная палата РФ обеспечивает парламентский контроль за обеспечением ФЗ о федеральном бюджете страны на текущий финансовый год. Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации |