Каталог статей |
Григорьева О. И. Налоговый учет в республике КазахстанНалоговый учет – это комплексный учет налоговых платежей и поступлений всех налогоплательщиков, осуществляемый на уровне предприятий и налоговых органов. Налоговый учет тесно связан с бюджетом страны и финансовым учетом.Основное содержание налогового учета на предприятиях составляет статистическое и бухгалтерское фиксирование налоговых платежей. Этому процессу предшествуют налоговые расчеты. Методика и формы расчетов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан в Налоговом Кодексе. По каждому виду налога Кодекс предусматривает определенный порядок исчисления и уплаты. Несвоевременное представление и перечисление налоговых платежей, равно как и ошибки в расчетах, влекут за собой штрафные санкции. На государственном уровне налоговый учет представляет собой регистрацию налогоплательщиков, учет поступлений в бюджет, контроль и администрирование за уплатой налогов. Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком учетной документации в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности. Порядок ведения налогового учета с 1 января 2009 года определяется налоговой учетной политикой. Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Кодекса. Таким образом, кроме учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо национальными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, налогоплательщик обязан разработать налоговую учетную политику, которая может быть либо отдельным документом, либо включена в виде отдельного раздела в учетную политику. Налоговая учетная политика представляется должностным лицам органов налоговой службы при проведении документальных налоговых проверок. Изменения и дополнения в налоговую учетную политику представляются недропользователем в налоговый орган в течение десяти рабочих дней после их утверждения. Изменение и (или) дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком утверждением новой налоговой учетной политики или нового раздела учетной политики либо внесением изменений и дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, В налоговой учетной политике должен быть указан перечень осуществляемых видов деятельности. Номенклатура видов экономической деятельности введена в действие с 1 января 2009 года согласно Плану мероприятий по переходу на новые международные классификаторы, утвержденного уполномоченным органом по статистике. При осуществлении видов деятельности, ранее не указанных в налоговой учетной политике, налогоплательщик должен внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую учетную политику. В учетной налоговой политике также должны быть указаны: - наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение учетной налоговой политики; - порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления видов деятельности, для которых Налоговым Кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, а также в случае осуществления операций по недропользованию; - выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, предусмотренные Налоговым Кодексом; - политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования ; - формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно. В учетной налоговой политике отражаются формы и порядок составления налоговых регистров, обеспечивающих расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности. Совершенствование налогового учета на данном этапе заключается в оптимизации налоговой отчетности, сокращении частоты ее предоставления. Общее количество форм налоговой отчетности для казахстанских предпринимателей - юридических лиц 33 формы с объемам, в частности по корпоративному подоходному налогу свыше 230 страниц, сокращено на 40 процентов. Налогоплательщик самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров. Налоговые регистры ведутся по формам и в порядке, разработанным налогоплательщиком самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, утверждаются в налоговой учетной политике и представляются должностным лицам органов налоговой службы при проведении документальных налоговых проверок. Создание более удобной модели налогового учета позволит налогоплательщику высвободить время на анализ и прогнозирование. |