Каталог статей

Алибекова В.Н.

Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике Казахстана и Кыргызстана

Результаты фундаментальных исследований республик Казахстана и Кыргызстана ученых однозначно свидетельствуют о том, что процессы экономического преобразования определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.

Без иностранных инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности  экономики как на внешних так и на внутренних рынках.

Процессы структурного и качественного обновления Казахстана и Кыргызстана товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования в республиках.

В настоящее время, как никогда, республики поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных экономик, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций становятся одним из основных факторов всей экономической политики обеих республик. Без них невозможно преодолевать экономические кризисы и выходить на устойчивый  экономический  рост, обеспечивая  прирост национального дохода при сбалансированных  макроэкономических показателях, повышение социального уровня населения, стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования - насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам Казахстана и Кыргызстана.

Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, в нашем случае, формирует перспективную макроэкономическую структуру республик, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и международном разделении труда, определение соответствующей ниши республик в мировом экономическом прстранстве.

Будущее экономическое развитие Казахстана и Кыргызстана следует рассматривать в контексте и тенденции развития мировой экономики. Эпоха вступления обеих стран в новый век характеризуется значительными сдвигами в социально- экономической и технологической структуре с соответствующей трансформацией институциональных основ всей современной экономики. Локальные изменения экономики в отдельности каждой из этих стран постепенно теряют свой экономический потенциал саморазвития, интегрируясь в обще планетарном масштабе с универсальной системой регулирования.     

Уже теперь решающую роль в региональном развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. По свидетельству экспортов из Казахстана и Кыргызстана, совокупность десятков ТНК с многочисленными их филиалами охватили экономику данных стран. Это своеобразная экономически стабильная и в тоже время динамическая хозяйственная система регионального типа, которая сосредотачивает в себе треть всех производственных фондов региона, производит около 40 % обще регионального продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, свыше 50 % торговли новейшими технологиями и контролирует более 40 % вывоза капитала.

Если прибавить к этому национальные формы большого бизнеса каждой страны, то становится вполне понятным, на чем держится и что движет быстрыми темпами, определяя современную экономику Казахстана и Кыргызстана. Это - не малый и даже не средний бизнес, которые занимают свои рыночные ниши, но не являются ни весомыми инвесторами, ни образователями крупного капитала.

При этом определяющим фактором прогресса является экономическое лидерство Казахстана и в тоже время слабая экономика Кыргызстана. По данному оценочному критерию регион можно разделились на две группы: а) быстро прогрессирующие, производительность труда  со средним уровнем технологического развития и производительности труда; б) страна технологически отсталая с низким научно-техническим развитием и производительностью труда;

За годы независимости в нашу экономику Казахстана было привлечено $108 млрд. долл. инвестиций. Это 80% всех иностранных вложений, приходящихся на страны обширного центрально-азиатского региона.

В настоящее время республике работает 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. В том числе в несырьевых секторах экономики свыше 7 тыс. Среди них такие мировые гиганты, как "Дженерал Электрик", "Арселор Миттал", "Метро", "Телиасонера", "Шеврон", "Самсунг" и многие другие", - отметил глава государства.

Республика Казахстан не первый год является одной из самых привлекательных. По привлеченным инвестициям на душу населения Казахстан стабильно входит в первую тройку мира в течение последних десяти лет.

Программа индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года - это жизненно важный для  страны проект. Президент РК поставил перед Правительством задачи по обеспечению диверсификации казахстанской экономики, переведя ее на инновационный путь развития. В этой работе важное,  значение отводится широкому привлечению в Казахстан иностранных инвестиций. Для успешного осуществления  планов по новой индустриализации Казахстан  определил 12 приоритетных проектов экономики. Это металлургия, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение, стройиндустрия, транспортная, телекоммуникационная инфраструктура и другие отрасли", - отметил глава государства.

В Казахстане по этим направлениям приоритет будет отдаваться проектам, обеспечивающим выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.  В рамках программы индустриально-инновационного развития разработана карта индустриализации страны, в нее включено свыше 100 проектов республиканского и регионального значения на общую сумму 45 млрд.  долларов.

Важным условием успешного выполнения государственной программы является укрепление в Казахстане благоприятного климата для прямых инвестиций, особенно в несырьевой сектор экономики.

Кроме того Казахстан демонстрирует зримый рост уровня конкурентоспособности страны. По многим мировым индексам идет улучшение. Так, рейтинг конкурентоспособности, Казахстана по оценке IMD - международного института развития менеджмента в Лозанне, поднялся на 3 позиции в 2008 году и еще на 3 - в 2009. И сегодня мы занимаем уже 33 позицию в мире, существенно обходя все более крупные страны СНГ".

Немного другая картина выглядит в Кыргызстане. В последние годы привлечение прямых иностранных инвестиций стало приоритетом экономической политики Кыргызстана. Объем кыргызского капитала недостаточен для развития современных производств. Поэтому Кыргызстан стремится привлечь инвесторов. Например, в 20011 году рост прямых иностранных капиталовложений в экономику нашей страны составил 19% и достиг 107 миллионов долларов. Это почти 7% ВВП.  Причем серьезный рост произошел за счет инвестиций из стран СНГ, в первую очередь России и Казахстана, что является важным элементом нашей стратегии.

По итогам 2002 года поток инвестиций из РФ увеличился в четыре раза. Россия вышла на второе место после США по уровню прямых частных вложений в промышленность Кыргызста. За шесть месяцев нынешнего года по сравнению с прошлым годом рост инвестиций составил еще 70%. Российские частные компании заинтересованы в том, чтобы работать здесь.

Активному привлечению иностранных инвестиций в Кыргызстан есть несколько причин. Их можно разделить на субъективные и объективные. К последнему относятся сравнительно небольшая емкость внутреннего рынка, достаточно неблагоприятное географическое положение, невозможность выхода к морю, непростые отношения с соседями. Именно поэтому Кыргызстан должен более активно привлекать инвестиции.

Что же касается субъективных причин, это слишком большая роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. В этом смысле борьба с административными барьерами на пути бизнеса определена в качестве приоритетной задачи правительства. Задача республики в том, чтобы государство исполняло сервисные функции по отношению к бизнесу. Маленькие страны по определению должны быть более креативны, чтобы выжить. Жизнь заставляет думать и принимать решения быстрее, чем страны с огромными углеводородными ресурсами.

Для преодоления этих барьеров Кыргызстан проводит реформы системы технического регулирования, где стандарты будут добровольными, а не принудительными. Кыргызстан  первыми в СНГ ввели упрощенный визовый режим для граждан определенных стран: человек может получить визу без приглашения, на основании устного обращения в консульское управление нашей страны. При этом не нужна регистрация органов внутренних дел. Тем самым республика хочет продемонстрировать всему миру  приверженность развитию открытой экономики и открытого внешнего рынка.

Но сегодня Кыргызстан  получает достаточно большие гранты, за счет которых  также развивается экономика.

Инвестиции -  надежда Кыргызстана, его  будущее и судьба. Чтобы выйти на экспорт, нужна конкурентоспособная продукция, а такую продукцию может производить только тот, кто знает технологию, вопросы современного управления, человеческих ресурсов, имеет финансы и, самое главное, владеет информацией о рынках сбыта в различных государствах. Кыргызскому предпринимателю сделать это трудно. У него нет ни капитала, ни технологий, ни навыков управления, ни выхода на внешние рынки, на которых его, кстати, никто не ждет.

Конечно, сегодня Кыргызстан получает гранты. Но если  вернуться в недалекое прошлое. В Советском Союзе республика ежегодно получала из бюджета около 1 миллиарда долларов в год. Следует отметить, что у Кыргызстана  ВВП сейчас примерно 2 миллиарда долларов. Страны СНГ, по размеру и экономической ситуации близкие к республике, - это Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения и Таджикистан. Во всех этих странах, кроме Кыргызстана, были войны, социальные потрясения. Республике удалось всего этого избежать. Кыргызстан первым ввел национальную валюту. Но для того, чтобы ее поддержать, необходимо было взять деньги в долг. В долг была построена дорога между севером и югом страны, аэропорт, проведены реформы в сельском хозяйстве. И сейчас  долг Кыргызстана  превышает ВВП. Но сегодня Кыргызстан вышел на устойчивый экономический рост. Золотовалютный резерв Нацбанка растет. Впервые за 80 лет превратились в страну, ориентированную на экспорт.  Кыргызстан влез в долги, но экономика выжила.

Иностранных инвесторов привлекает несколько моментов. В частности, низкие затраты - дешевые рабочая сила, электричество и аренда помещений, высокий уровень образования, предсказуемая политическая ситуация и широкая сфера распространения русского языка.

Экономико-географическое положение Кыргызстана являтся одним из факторов эфективного развития экономики. Кыргызстан единственная страна, граничащая с северным Китаем, член ВТО. Это означает свободный экспорт в Китай товаров, произведенных в Кыргызстане. Россия не член ВТО, так же, как Казахстан и Узбекистан. А товары, произведенные российскими фирмами у нас, получают неограниченный выход на китайский рынок. Другая перспективная сфера - туризм. Сегодня поток отдыхающих из России на Иссык-Куль и в горы возрастает, надо повысить только уровень сервиса.

Поэтому у Кыргызстана есть шесть приоритетных направлений, где инвесторы могут извлечь необходимую прибыль. Сюда входят гидроэнергетика, горнорудная промышленность (золото, сурьма, олово, вольфрам и др.), туризм, переработка сельскохозяйственной продукции, информационные технологии и в широком смысле слова сервис - транспортный, финансовый, банковский и любой другой. Кыргызстан привлекает инвесторов именно в эти сферы, зная, что они весьма перспективны, а инвестор будет вывозить конкурентоспособную продукцию, производимую здесь, на внешние рынки.

В 2010 году Кыргызстан привлек 116 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Казалось бы это мизер по сравнению с Казахстаном. В классической экономике принято соотносить объем инвестиций по отношению к ВВП - 7%. К примеру, в Турции - 0,5%; в Чехии, Польше, Венгрии - 4%.

В Кыргызстане по итогам 2011 года  сумма прямых иностранных инвестиций достигла около $650 миллионов.

 За последние 11 лет наибольший объем поступлений пришелся на 2008 год - $866,2 миллиона и 2009-й - $660,9 миллиона. Наибольшее количество вливаний сделала Канада - 48 процентов. Из Китая поступает 14 процентов инвестиций, Великобритании - 7, Германии и Казахстана - по 5, Швейцарии и России - по 4, США - 3 и из других стран - 10 процентов. 53 процента инвестиций идут в обрабатывающую промышленность. На операции с недвижимостью расходуется 15 процентов инвестиционных средств, финансовую деятельность - 10, торговлю и услуги - 12 процентов. На транспорт, связь и горнодобывающую промышленность направляются лишь 4 процента, и по 1 проценту средств - на строительство и гостинично-ресторанный.

Фактором, повлиявшим на объем прямых иностранных инвестиций в 2011 году, стали изменения в Налоговом кодексе. В новой редакции значительно снижено налоговое бремя зарубежных инвесторов, введены облегченный налоговый режим в регионе и преференции. Количество налогов уменьшилось с 16 до 8 процентов, а ставка НДС - с 20 до 12 процентов.

В Кыргызстане создан специальный орган, который всем этим занимается, - консультативный совет по инвестициям, в него входят семь человек. А возглавляет его сам президент.

Таким образом капиталы преимущественно концентрируются в экономически развитом Казахстане с высокой производительностью труда. Именно сюда поступает и значительная часть финансового капитала в то времы как Кыргызстан испытывает большие трудности в поступлении иностранных инвестиций в развитии экономики с имеющими достаточными  природными и трудовыми ресурсами.

Литература.

1.Касымбеков Т.Б. Роль инвестиций в развитии экономики. Алма-Ата: КазГу им. Аль-Фараби, 20г.11

2.Сейткасимов Г.С. Макроэкономические показатели современной экономики Казахстана. Астана: Каз УЭФМТ, 2010г.

3.Сыдыков К.С., Тологонова А.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов в условиях становления рыночных отношений.- Б.,2005 г.