Каталог статей

Павлючков С.В., Климук Н.Н.

Основные пути повышения конкурентоспособности ИЧПТУП «Гомелькомпрессормаш»

Освоение производства и поставки в адрес ОАО «Белкоммунмаш» винтовых компрессоров для тормозных систем троллейбусов типа ВВ-0,35/8.

Большой проблемой, в деятельности предприятия является работа на краткосрочную перспективу. Предприятие не имеет постоянных заказов, приобретение продукции потребителями носит конъюнктурных характер. В связи с этим актуальной задачей является поиск постоянного заказчика.

Наиболее актуальным мне видится работа с ОАО «Белкоммунмаш» в области поставок компрессорного оборудования, для тормозных систем троллейбусов. Необходимо отметить, что концерн «Укрросметалл» ранее сотрудничал с ОАО «Белкоммунмаш», поставляя компрессоры типа ЭКВО на троллейбусы 201 серии, однако переход предприятия с 2008 г. на выпуск троллейбусов низкопольного исполнения и отсутствие в номенклатуре выпускаемой продукции компрессора, который был бы востребован потребителем привело к использованию предприятием компрессоров, производства компании Atlas Copco (Швеция).

Исходя из стратегии развития ОАО «Белкоммунмаш» и его объемов производства, которые подразумевают выпуск ежегодно не менее 150 ед. техники, модели 301, можно с уверенностью сказать, что работа в данном направлении является достаточно перспективной.

На протяжении 2009-2010 гг. в концерне «Укрросметалл» велась работа по созданию современного отечественного компрессора, который не уступал бы по своим техническим и потребительским свойствам импортных аналогам и  в 2011 г. был создан компрессор ВВ-0,35/8. Сравнительные характеристики компрессоров ВВ-0,35/8, ЭКВО-0,3/8 и компрессора компании Atlas Copco представлены в таблице:

Таблица 3.1. Сравнительные характеристики компрессорного оборудования

Показатель

Ед. изм.

ВВ-0,35/8

ЭКВО-0,3/8

GA-3

Производительность

нм/мин

0,35

0,3

0,35

Давление избыточное

бар

8,0

8

8,0

Мощность электродвигателя

кВт

3,0

5,5

3,0

Мощность, потребляемая установкой

кВт

2,9

4,9

2,8

Наименование винтового блока

тип

GF-01

поршневой компрессор

CF-01

КПД винтового блока

%

92

65

92

Уровень шума

дБа

55

70

52

Ресурс установки

час

40 000

8 000

40 000

Время наработки между ТО

час

1 000

Не более 300

1 000

Источник: данные предприятия

Исходя из данных таблицы видно, что применение компрессора ЭКВО-0,3/8 нецелесообразно, ввиду низкого коэффициента полезного действия, а также частого технического обслуживания и большого уровня шума. Исходя из имеющейся коммерческой информации представим данные о производственной программе ОАО «Белкоммунмаш» в таблице:

Таблица 3.2. Производственная программа ОАО «Белкоммунмаш» на 2012г.

Наименование модели троллейбуса

Выпуск троллейбусов, шт.

1

квартал

2 квартал

3

квартал

4 квартал

Итого за год

АКСМ-201

-

2

1

-

3

АКСМ-213

1

1

2

3

7

АКСМ-221

5

8

7

5

25

АКСМ-321

15

17

19

14

65

АКСМ-333

19

12

17

21

69

АКСМ-420

-

1

1

1

3

Итого:

40

41

47

44

172

Источник: собственная разработка

Исходя из таблицы, видно, что продукция ОАО «Белкоммунмаш» выпускается достаточно ритмично. Ввиду однотипности выпускаемого модельного ряда на все модели троллейбусов устанавливаются однотипные компрессоры GA-3. Существенных различий, между компрессором ВВ-0,35/8 и GA-3 не наблюдается, однако шведский компрессор имеет преимущество за счёт более удачной компоновки. Исследуя технические особенности и компоновку техники ОАО «Белкоммунмаш» мною выявлена возможность беспроблемной установки компрессора ВВ-0,35/8 вместо компрессора GA-3. Для осуществления данной операции необходима дополнительная комплектация компрессора ВВ-0,35/8 полумуфтой 37.01.00.36-109, а также коллектором нагнетательным 37.06.00.00-029сб.

Учитывая, что указанные комплектующие получаются путем механической обработки на токарно-винторезном станке, а также наличие указанного оборудования на предприятии, которое не задействовано, предлагаю начать изготовление указанных деталей и организовать сборочное производство компрессоров для тормозных систем на ИЧПТУП «Гомелькомпрессормаш». Анализируя схожие технические характеристики можно сделать вывод, что решающее значение в процессе принятия решения о покупке будет играть цена компрессора. Исследуя прайс-листы конкурента и ОАО «Белкоммунмаш», а также информацию сайтов в сети Internet мною была собрана следующая информация.

Таблица 3.3. Основные условия договора поставки компрессоров в 2011г. между «Atlas Copco» и ОАО «Белкоммунмаш»

Наименование условия

Значение

Стоимость единицы оборудования

822 долл. США

Количество компрессоров

167 шт.

Общая стоимость поставки

137 274 долл. США

Срок и условия поставки

В течение 30 дней с момента предварительной оплаты. Минимальный размер заказа – 50 ед., за исключением остатка. Базисные условия поставки – CPT, г. Минск, Республика Беларусь.

Условия гарантии

24 календарных месяца

Источник: собственная разработка

Учитывая достаточно высокую перспективность выбранного направления, рассчитаем целесообразность организации производства на предприятии.

Для получения необходимых данных, был направлен запрос в адрес АО «Полтавский турбомеханический завод» о возможности сотрудничества.

Полученная информация представлена в виде таблицы:

Таблица 3.4. Предлагаемые условия сотрудничества АО «Полтавский турбомеханический завод» и ИЧПТУП «Гомелькомпрессормаш»

Наименование 

Значение

Цена EXWмашкомплекта ВВ-0,35/8

410 долл. США

Расходы по перевозке товара в г. Гомель

40 долл. США

Минимальный объем заказа

20 шт.

Срок и условия поставки

В течение 30 дней с момента заявки.

Условия оплаты товара

Не более 30 дней с момента получения товара. 

Условия гарантии

24 календарных месяца

Источник: данные предприятия

Таким образом, стоимость машкомплекта для сборки ВВ-0,35/8 ОАО «Полтавский турбомеханический завод, при его поставке в адрес ИЧПТУП  «Гомелькомпрессормаш» составляет 450 долл. США на условиях поставки CPT, г. Гомель. Учитывая величину добавленной стоимости в размере 30% от себестоимости товара, ставку ввозной таможенной пошлины в размере 0%, а также стоимость комплектующих, произведём упрощенный расчёт отпускной цены готового изделия. В величину добавленной стоимости входят расходы на сборку и испытания компрессора. Ввиду того, что готовая продукция будет отгружаться единственному потребителю расходами на реализацию можно пренебречь, ввиду их незначительной величины. Ввиду того, что цена конкурента представлена в иностранной валюте переведём себестоимость комплектующих в доллары США.

Таблица 3.5. Упрощенный расчёт отпускной цены готового изделия

Наименование статьи затрат

Цена за  ед., долл. США

Стоимость за 172 ед., долл. США

1. Таможенная (статистическая) стоимость машкомплекта, долл. США

450

77 400

2. Таможенная пошлина

-

-

3. Расходы на таможенное оформление (1%)

4,5

774

4. Себестоимость машкомплекта

454,4

78 174

5. Накладные расходы (30%)

136,3

23 443,6

6. Полная себестоимость машкомплекта

590,7

101 600,4

7. Себестоимость полумуфты 37.01.00.36-109

18,2

3 130,4

8. Себестоимость коллектора нагнетательного 37.06.00.00-029сб

6,1

1 049,2

9. Производственная себестоимость изделия

615

105 780

10. Прибыль (R=10%)

61,5

10 578

11. Отпускная цена без НДС

676,5

116 358

12. Сумма НДС

137,1

23 581,2

13. Отпускная цена с учётом НДС

822,6

141 487,2

Источник: собственная разработка

Таким образом, в случае освоения производства компрессоров ВВ-0,35/8 для нужд УП «Белкоммунмаш» предприятие сможет увеличить объем реализации продукции на 141 487,2 у.е. и получить валовый доход в размере

10 578 у.е. только в первый год его внедрения. Помимо этого данное мероприятие обеспечит загрузку производственных мощностей. Также значительную экономию получит ОАО «Белкоммунмаш», а именно приобретение компрессоров ИЧПТУП «Гомелькомпрессормаш» позволит снизить расходы на закупку компрессоров на 20 916 у.е.

Следует отметить, что по мере старения подвижного состава в троллейбусных депо ИЧПТУП «Гомелькомпрессормаш» сможет оказывать услуги по ремонту компрессорной техники, а также получить дополнительный доход от реализации запасных частей и сервисного обслуживания.

Учитывая рентабельность продукции в размере 10% (рентабельность продукции по предприятию за исследуемый период колеблется в пределах от 2,21 до 5,95%) данный проект является достаточно актуальным.  В значительной степени экономический эффект от проекта будет зависеть от стабильности производственной программы ОАО «Белкоммунмаш», а именно от конъюнктуры рынка троллейбусов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамов, В.М. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг. – 2004. – №5. – С.19-24.

2. Алещенко, В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №1. – С.10-12.

3. Афанасьев, М.А. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с.

4. Баумгартен, Л.Г. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – №4. –С.72-85.

5. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №1. – С.10-16.

6.Ивашов В.И. Откидач С.Н. Новын винтовые передвижные компрессорные станции серии ВВП концерна «Укрросметалл» //Компрессорное и энергетическое машиностроение №2(12).: Научно-практический журнал. – Сумы.: МИКЭМ, с. 52-55

7.Галинский Д.М. Краткая характеристика рынка компрессорной техники.: Метод. Пособие,- Сумы, концерн «Укрросметалл», 2006, 44с.

8.Солонарь В.Г. Основы ведения внешнеэкономической деятельности.: Метод. Пособие, - Сумы, концерн «Укрросметалл», 2005, 86 с.