Каталог статей

Басюк Артем Васильевич

Взгляд частного сектора на наиболее эффективные сферы частно-государственного партнерства

По состоянию на 2008 год самый большой интерес у представителей частного сектора вызывают проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП). Увеличива­ющийся парк автотранспортных средств говорит о растущем спросе на современные дороги, в то время как потреб­ность в их развитии в России итак очень велика. В связи с этим, развитие автодо­рожной сети является одним из важнейших направлений деятельности государства. По различным экспертным оценкам, потреб­ность российской инфраструктуры в сфере транспорта (автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты) в инвестиционных ресурсах на период до 2010г. составляет примерно $100-120 млрд. Вместе с тем на дорожную инфраструктуру средств недостаточно, несмотря на то, что, расходы на строительство автодорог растут на 35% в год.[1]

Объем инвестиционных вложений в строительство новых и на содержание имеющихся дорог в России составляет 1,1% ВВП, в то время как  в развитых странах этот показатель в среднем составляет 3-5%. К тому же на протяжении последних 5 лет темп ввода новых автодорог, и объем инвестиций в эту инфраструктуру неуклонно падают. На сегодняшний день состояние российских автомобильных дорог близко к критическому. За 1990-2005 гг. парк автомобилей в России вырос более чем в 2,5 раза, в то время как протяженность автомобильных дорог общего пользования - только на 30%.[1]

Второй по привлекательности для частного сектора оказалась сфера ЖКХ. ЖКХ в большинстве населенных пунктов России находится в критическом состоянии и требует срочного обновления. Самостоятельно, без привлечения средств частного сектора, государству с этой проблемой справиться будет сложно. Несмотря на тради­ционную дотационность сектора ЖКХ, многие из существующих объектов могут быть потенциально интересными для делового сообще­ства. По существующим оценкам, потребности в финансировании сферы ЖКХ составляют ориентировочно $80-100 млрд.

По данным Министерства регионального развития РФ, на сегодняшний день изношенность инженерных сетей России составляет в среднем от 40 до 70%. На Камчатке она составляет 80%, - в это число входят котельные, теплотрассы, трубы и т.д. Потери по воде доходят до 30-40%, по теплу — до 50%, по электрической энергии — 17-18%.[2]

Основной проблемой сферы ЖКХ в России является недостаточность финансовых ресурсов и неэффективное использование имею­щихся средств, но успешный опыт реализации проектов в сфере ЖКХ показал, что ЧГП может стать эффективным путем решения проблем в этой области.

На сегодняшний день, недостаточное финансирование и развитие наблюдается не только в автотранспортной и ЖКХ сферах. А отсутствие развитой инфраструктуры в целом нега­тивно влияет на развитие бизнеса в России. По некоторым оценкам годовая потребность в финансировании объектов инфраструктуры составляет до 300 млрд. руб. на строительство новых объектов, постоянное совершенствование и под­держание в должном состоянии уже существующих. Опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что существенного прогресса в развитии инфраструктуры им удалось добиться за счет привлечения частного секто­ра и использования механизма ЧГП.

Суть механизма частно-государственного партнерства состоит в составлении концессионного соглашения, которое заключается между государственным образованием (РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием) (далее - Государство) и Концессионером, который обеспечивает финансирование, строительство и эксплуатацию объекта. В рамках соглашения право собственности на объект принадлежит Государству, а Концессионер получает право владения и пользования объектом в течение срока концессии. Концедент предоставляет Концессионеру земельные участки на основании договора аренды; при наличии, объекты для реконструкции предоставляются Концедентом на основании концессионного соглашения. Концедент может уча­ствовать в финансировании расходов на строительство или реконструкцию объекта. Государственный участник может привлекаться для контроля над проектом и опти­мизации расчетов (не в качестве стороны концессионного соглашения). Для организации строительства и эксплуатации Концессионер привлекает подряд­чика и оператора, в качестве которых могут выступать, в том числе, и дочерние структуры Инвестора (Инвесторов).

Возврат инвестиций Концессионера осуществляется посредством платежей от пользователей объектом, а в случае их недостаточности Концедент может уплачивать Концессионеру компенсацию - например, до уровня минимально гарантированного дохода. В качестве альтернативы плата за пользование может поступать в доход Концедента, уплачивающего Концессионеру определенную в договоре периодическую плату, которая может рассчитываться, в частности, исхо­дя из реального трафика на объекте (теневой тариф) или с учетом степени эксплу­атационной готовности объекта (плата за готовность).

В заключение можно сказать, что частный сектор в настоящий момент проявляет особый интерес к реализации проектов в форме ЧГП прежде всего в инфраструктурных объектах. Инфраструктурные проекты приоритетны как для бизнеса, так и для государства, так как им присущ наибольший мультипликативный эффект, т.е. обеспечение роста во всех секторах экономики. И даже самые сильные территориальные образования не могут справиться с этой проблемой самостоятельно. При этом если к проблемам ЧГП в сфере транспортной инфраструктуры и сфере ЖКХ уже проявляется значительный интерес, то для привлечения частных инвестиций в сферы образования, культуры и спорта государству еще предстоит проделать существенную работу.

Литература

1. Шаповалов А. "Регионы прирастут дорогами", Коммерсант от 01.04.08;

2. Электронный ресурс: [сылка более недоступна} Министерство регионального развития РФ.