Каталог статей |
Абдугалиев А.М. Экономические рычаги управления инвестиционными процессами в нефтегазовом комплексеИнвестиционный климат характеризуется степенью его благоприятности, которая, в свою очередь, определяется показателями эффективности и степенью риска капитальных вложений в данной стране по сравнению с другими странами, регионами. Он предполагает взаимодействие пяти факторов:- Геополитическое положение страны, региона и ее природно-ресурсный потенциал. Они, как правило, определяются географическим положением страны по отношению к другим странам (соседство с промышленно развитыми странами), прохождением через ее территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличием морских портов и собственной сырьевой базы. Этот фактор обусловливает необходимость развития инфраструктурной привлекательности страны. - Производственный потенциал страны и состояние региональных товарных рынков. Наиболее привлекательными элементами этого фактора для инвесторов являются регионы, располагающие развитой дорожно-транспортной, телекоммуникационной инфраструктурой, дешевой рабочей силой, обладающей достаточной квалификацией, свободными «нишами» на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. - Уровень развития финансовой инфраструктуры. Этот фактор определяется уровнем развития банков, бирж, оптово-посреднических фирм, торговых домов, страховых, инвестиционных, лизинговых компаний, инвестиционных фондов и др. От их наличия и уровня развития зависит формирование региональных рынков капитала, возможность мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, выпуска ценных бумаг, кредитных ресурсов банка. - Налоговая политика. Реализация данного фактора осуществляется путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики страны (региона), страхования частных инвестиций за счет средств бюджета, инициирования создания специальных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования. - Внеэкономические риски: нестабильность социально-политической ситуации в стране, неблагоприятная экологическая ситуация и т. п., которые требуют специальных программ развития. Оценивая инвестиционный климат Казахстана по вышеназванным факторам, можно констатировать, что он отличается некоторыми традиционно привлекательными сторонами: ненасыщенный рынок, наличие выхода на рынки стран СНГ, относительно дешевая рабочая сила, сравнительно богатый научно-технический потенциал. Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов богатые запасы природных ресурсов разных стран, в том числе и Казахстана. К этому имеются три основные предпосылки: конкурентоспособная сырьевая база по ряду отраслей; перерабатывающие недогруженные горнометаллургические мощности, включая плавильные; и, наконец, достаточный энергетический потенциал. Для Казахстана рынки нефти, угля, базовых металлов, хромитов, марганца, а также золота и серебра, части нерудных полезных ископаемых представляют жизненно важный интерес. Ускорение интеграции республики на мировые рынки с более широким спектром полезных ископаемых и, главное, продуктов их переработки в сложившейся экономической ситуации в значительной степени зависит от привлечения объемов внешних инвестиций и характера их использования. Привлекательными сторонами в общеэкономическом спектре для иностранных инвесторов являются сравнительно низкий уровень инфляции, развитие банковской системы. В проведении инвестиционной политики должен быть сделан акцент на направление инвестиций в регионы. По нашему мнению, это повысит использование экономических, природных, демографических и этнических особенностей каждого региона, поскольку в этом случае может быть выбрана эффективная техническая и транспортная инфраструктура для развития бизнеса: квалифицированная рабочая сила, наличие транспортных коммуникаций, банки и финансовые организации, быстрые процедуры утверждения. По нашему мнению, необходимо превратить регионы РК в технологические центры с мультипликативным эффектом на окружающие районы. Последнее будет способствовать становлению единого национального рынка. На деле это означает усиление региональной специализации. Но здесь важно, чтобы специализация регионов происходила как за счет усилий местных властей, так и за счет привлечения инвестиций на модернизацию предприятий и новое строительство на частной основе. Опыт экономически развитых стран подтверждает, что значительная доля частного капитала в мировой экономике пришлось в основном на страны, добившихся успеха в экономическом развитии. В большинстве странах предлагаются реальные налоговые льготы и прочие стимулы, а в некоторых рабочая сила может эксплуатироваться без защиты профсоюзов, вероятно, не все элементы инвестиционного климата привлекают капитал в первую очередь. В долгосрочной перспективе они приведут к снижению чистого притока капитала. Иностранные инвесторы заинтересованы в извлечение прибыли и наличие риска вызывает у них серьезную обеспокоенность. Факторами для них являются развитая инфраструктура, надежные и квалифицированные трудовые ресурсы, гарантии права репотрировать доходы и капитал, а также социальная и политическая стабильность. Инвесторы руководствуются в своих решениях предприятиями надежного финансового управления с глобальными рынками, а не возможностью заключения разовой выгодной сделки. В Казахстане существует ряд проблем, решение которых послужило бы созданию более благоприятного климата иностранным инвестором. Например, недостаточная прозрачность программ, приватизации, скупой объем информации о реальных инвестиционных проектах, нестабильность действующего законодательства и наличии подзаконных актов, чрезмерный бюрократизм в вопросах оформления инвестиционных и иных внешнеэкономических документов и др. Решение этих вопросов по некоторым аспектам инвестиционной политики, дает новые и мощные импульсы к расширению притока иностранных инвестиций страну и повышения эффективности деятельности предприятий с иностранным капиталом. Можно привести несколько факторов, оказывающих наиболее негативное влияние на состояние инвестиционного климата: условия лицензирования и уплаты налогов; коррупция; рейдерство; недостаток квалифицированной рабочей силы; неудовлетворительное состояние инфраструктуры. Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, приоритетными направлениями улучшения инвестиционного климата являются: снижение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплат трудящимся зарплаты; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужду путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; совершенствование информационной инфраструктуры и включение отечественных информационных систем в мировые; формирование региональной инвестиционной политики в стране: улучшение банковского обслуживания, страховых компаний, фондового рынка и др. до мировых стандартов; улучшение условий лицензирования и уплаты налогов; совершенствование мер по снижению коррупции. Инвестиционная политика, проводимая в регионах государственными органами власти, должна быть направлена на: содействие выравниванию инвестиционного потенциала всех отраслей нефтегазового комплекса; создание конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и активизации происходящих на отраслевом уровне инвестиционных процессов; учет потребностей регионов в инвестициях; развитие действенного регионального инвестиционного законодательства; эффективное использование ограниченных бюджетных инвестиций; обеспечение гарантий инвесторам; формирование информационной открытости регионов; создание инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс; реструктуризацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности. Анализ основных мер по стимулированию инвестиционной деятельности в различных регионах Казахстана показал, что: - формирование регионального и отраслевого инвестиционного законодательства происходит, как правило, без учета и исследования уже существующих норм регулирования в данной сфере; - меры по улучшению инвестиционного климата в территориальном образовании и отрасли не всегда могут быть реализованы; - постоянное изменение факторов внешней среды требует внесения корректировок в нормативно-правовые акты; - инвестиционное законодательство не может рассматриваться отдельно от нормативно-правовых актов, регулирующих другие сферы деятельности; - льготы в региональном инвестиционном законодательстве в основном устанавливаются по налогу на прибыль и налогу на имущество в части, зачисляемой в республиканские и местные бюджеты, и отличаются только процентной долей; - условия налогообложения инвестиционной деятельности в различных субъектах отличны друг от друга; - для иностранных инвесторов предлагаемые меры по стимулированию инвестиций носят более широкий характер; - отсутствует дифференцированный подход к отраслевой специфике реализуемых инвестиционных проектов; - отсутствует организационная структура органов исполнительной власти, которая могла бы обеспечить условия для формирования необходимого инвестиционного климата в территориальных образованиях и отраслях, стране в целом и способствовала бы взаимодействию бюджетов всех уровней. В современных условиях перехода к развитому рынку в процессе анализа ресурсного потенциала экономики административно-территориального образования, позволяющего с системных позиций решать текущие и перспективные задачи стимулирования инвестиционной деятельности, рационализации функционирования нефтегазового комплекса, необходимо: - определить уровень обеспеченности экономики административно-территориального образования различными видами ресурсов; - выявить возможности использования отдельных видов ресурсов для достижения поставленных целей социально-экономического развития; - определить использование каких видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) может служить основой для повышения конкурентоспособности нефтегазового комплекса в стратегическом периоде времени; - выявить возможности привлечения недостающих ресурсов в процессе реализации комплекса мер стратегической направленности; - сформировать направления привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для повышения эффективности функционирования экономики административно-территориального образования. Для развития межрегионального сотрудничества в сфере инвестирования необходимо решение на республиканском и региональном уровнях следующих задач: - повышение эффективности социально-экономического развития отдельных территориальных образований и отраслей; - разработка адекватной складывающимся условиям хозяйствования стратегии развития, повышение открытости экономики регионов и отраслей - участников межрегионального сотрудничества; - создание условий для эффективного взаимодействия регионов и отраслей; - последовательное осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, услуг, рост эффективности функционирования органов власти и управления, что будет способствовать повышению уровня социальной стабильности в регионах и отраслях - участниках межрегионального сотрудничества; - постоянный мониторинг потенциала регионов для анализа динамики, связанной с возникновением новых отраслей и видов производств; - адаптивность принятой стратегии развития регионов к макро- и микросреде. В настоящее время существуют следующие основные угрозы позитивной динамике инвестиционного процесса со стороны экономических факторов внешней среды: - вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, что повлечет за собой существенное уменьшение таможенных пошлин и, как следствие, снижение конкурентоспособности импортозамещающих отраслей экономики, предприятия которых будут вынуждены значительно уменьшить объем инвестиций; - недостаточный уровень инновационного развития нефтегазового комплекса, что ограничивает использование новых технологий в процессе повышения эффективности предпринимательской деятельности; - рост инфляции, что приводит к снижению нормы прибыли при реализации перспективных инвестиционных проектов, имеющих длительный период окупаемости; - укрепление реального курса национальной валюты, способствующее снижению конкурентоспособности отечественных предприятий на национальном и мировом товарных рынках; - монополизация региональных и национальных рынков в ряде базовых отраслей экономики, что негативно сказывается на темпах развития конкуренции; - увеличение заработной платы более высокими темпами, чем повышение производительности труда, что влечет за собой существенный рост издержек организационно-правовых структур.
|