Каталог статей

Беккожа Е.Е.

Казахстанский опыт внедрения электронных торгов в систему государственных закупок

Одно из важнейших направлений информатизации общества – это создание «электронного правительства», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления. В 2004 году Правительством была принята государственная программа «Формирование электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», целью которой стало: обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Продолжение проекта нашло отражение в Программе развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 - 2010 годы, принятой в 2007 году.

В рамках этих программ в качестве приоритетной задачи было призанано внедрение электронных торгов в систему государственных закупок. Казахстан объявил, что в 2010 году система проведения государственных закупок полностью перейдет на метод электронных торгов. Практика электронных торгов должна обеспечить экономию бюджетных средств, упростить процедуру проведения торгов, сделает их максимально прозрачными. Внедрение электронных торгов для государственных нужд – это объективно необходимый шаг на пути становления Казахстана в качестве полноправного участника быстрорастущей мировой системы электронной коммерции. Для внедрения системы электронных торгов в Казахстане был изучен опыт стран, использующих подобные системы. Мировой практика показывает, что практически все развитые страны перешли или переходят на систему электронных государственных закупок.

 Создание системы электронных государственных закупок - дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в стратегическом планировании, четком выделении отдельных этапов. Можно выделить основные этапы по­строения системы поддержки электронных  государственных торгов:

- разработка стратегического плана;

- создание головного сервера торгов, корректировка законодательства;

- создание программного обеспечения, обслуживающего весь цикл электронных торгов от подготовки документации, публикации объявления и регистрации участников до подведения итогов и публикации результатов.

Прежде всего, следует отметить работу в сфере национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, - юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, — корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуры государственных закупок. Трудности формирования законодательного базиса электронных государственных закупок носят, по-видимому, объективный характер.

Правовая основа проведения электронных государственных закупок определена в Законе Республики Казахстан «О государственных закупках». В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона государственные закупки, осуществляемые способами конкурса, запроса ценовых предложений и из одного источника, могут проводиться с использованием информационных систем и электронного документооборота в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. При этом на основании пункта 2 статьи 12 Закона способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком в соответствии с Законом без согласования с уполномоченным органом.

В разделе 8 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года N 1301, определен порядок осуществления государственных закупок с использованием информационных систем и электронного документооборота /1/.

В Казахстане система начала функционирование с 1 апреля 2008 года. На сайте www.goszakup.kz Центром электронной коммерции Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан запущен в опытную эксплуатацию модуль запросов ценовых предложений Автоматизированной информационной системы «Электронные государственные закупки». В точном соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами и в соответствии с поручением Министра финансов от 11 февраля 2008 года и был произведен запуск в опытную эксплуатацию систему «Электронные государственные закупки» в «пилотной» зоне Министерства финансов и его комитетов. Для реализации проекта был создан веб-портал государственных закупок. Веб-портал государственных закупок - государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам электронных государственных закупок.

Веб-портал государственных закупок обеспечивает следующую функциональность: регистрация участников процесса государственных закупок; планирование государственных закупок; сбор информации о проведенных государственных закупках; проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком; предоставление информации о планируемых, проводимых и осуществленных государственных закупках посредством веб - портала государственных закупок; формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам; публикация разъяснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок; представление и публикация сведений, включаемых в реестры государственных закупок /2/.

Потенциальные поставщики были проинформированы о возможности регистрации для участия в электронных государственных закупках путем размещения 1 апреля 2008 года соответствующей новости на сайте www.goszakup.kz и публикацией объявления в газете «Бюллетень государственных закупок» от 15 апреля 2008 года.

В Казахстане существуют два основных способа государственных закупок. Это ценовые предложения и открытые конкурсы. Госзакупки методом ценовых предложений имеют одно ограничение – объем закупаемых товаров или услуг не должен превышать 4000 МРП, а это более четырёх миллионов тенге. Если эта сумма становится больше, то организаторы должны проводить открытый конкурс. Но если госзакупки проводятся в электронном формате, то сумма может быть неограниченной. Главное, чтобы заинтересованный орган мог детально описать специфику требуемых услуг или товаров. После того как заказчик опубликовал свое объявление и ценовые предложения на сайте, у поставщика есть 5 дней, в течение которых он может подать свою заявку. Рассмотрим конкретный пример, допустим, какому-либо департаменту требуется бензин на сумму 300 тысяч тенге. Поставщики заходят на сайт, просматривают эти объявления и оставляют свою заявку и ту цену, за которую они согласны реализовать свое топливо, скажем, кто-то ставит 250 тысяч тенге, кто-то – 280. Через 5 дней проходят автоматические торги, в ходе которых система самостоятельно определяет победителя. Им станет поставщик, предложивший минимальную цену. Причем уведомление об этом придет всем участвовавшим в торгах поставщикам. Итоги процедуры госзакупок видны сразу, они публикуются мгновенно /3/.

В целях обеспечения информационной безопасности разработчиком системы «Электронные государственные закупки» Центром электронной коммерции производится выдача сертификатов электронных цифровых подписей уполномоченным представителям по государственным закупкам и представителям потенциальных поставщиков.

Информационная система электронных государственных закупок предназначена для проведения электронных государственных закупок в режиме реального времени. Для этого Система должна обеспечивать передачу информации о нуждах (заявках на поставку товаров, работ, услуг) заказчиков, их консолидацию и как результат формирование реестра закупок (списка консолидированных заявок, утвержденных к закупке, с назначенными датами исполнения) с последующим проведением закупочных процедур.

Кроме того, в рамках Системы существуют реестры: заказчиков; товаров, работ, услуг (классификатор); договоров о государственных закупках; недобросовестных участников государственных закупок.

Одной из важнейших особенностей Системы является то, что она будет функционировать в среде интернет. Это обеспечит низкий уровень затрат пользователей, легкость расширения как количества пользователей, так и их географии. Если часть потенциальных пользователей не имеет доступа к сети интернет, то они могут использовать пересылку документов (в электронном или бумажном виде) операторам, которые за умеренную плату введут их в Систему. Внедрение механизма электронных государственных закупок: приведет к значительному сокращению бумажного документооборота; позволит повысить эффективность планирования и общего управления расходной частью бюджета; позволит сэкономить бюджетные средства; снизит уровень коррупционных действий в процессе государственных закупок; создаст предпосылки для интеграции в международные информационные системы закупок товаров и услуг для государственных нужд; повысит прозрачность и транспарентность процесса государственных закупок.

Для потенциального поставщика это решение позволит: планировать свою деятельность для формирования наиболее эффективного предложения; заранее предлагать свои котировки на закупаемую продукцию; регулярно получать информацию по подписке о проводимых закупках; снизить затраты на участие в процессе государственных закупок; участвовать в закупках, проводимых в других городах и регионах РК.

Информация о количестве участников, заказчиков, организаторов, поставщиков ежедневно публикуется на сайте. Так, по состоянию на 19 августа 2009 года представлена следующая информация по электронным закупкам:

Объявленных лотов – 14173

Лотов с итогами – 51670

Заявок от поставщиков – 207807

Проведенные закупки:

Запланированная сумма - 11.062 млрд. тг.

Фактическая сумма - 8.338 млрд. тг.

Условная экономия - 2.724 млрд. тг. (24.62%) /2/.

С начала 2009 года было объявлено более 96824 лотов 13946 организаторами электронных закупок, утверждены и опубликованы на веб-портале итоги на общую сумму более 52 млрд.тенге /4/.

Надо признать, что внедрение системы электронных торгов в системе государственных закупок идет не так гладко и быстро, как хотелось. Например, на сегодняшний день есть проблемы введения электронных денег, недостаточной грамотности населения в области информационных технологий. Но ясно одно, что сегодня все участники рынка – государство, в лице Правительства, деловое сообщество – заинтересованы в успешной реализации данной программы. Свидетельством государственной поддержки являются объемы государственного финансирования проекта. Так, в 2008 году на техническую поддержку системы было выделено 47 миллионов тенге, в 2009 году на дальнейшую разработку и внедрение планируется выделить чуть более 300 миллионов тенге. Здесь нужно учитывать самое главное: для чего, собственно, эта система и внедрялась. Это огромная экономия бюджетных средств. Только за прошлый год благодаря договорам по электронным закупкам было сэкономлено около 46 миллионов тенге. Надо также отметить, что  по мнению экспертов, даже если экономия составит не заявленные 20-25%, а всего лишь 1,77%, то даже в этом случае проект считается эффективным. Так что за этим проектом будущее. Внедрив систему электронных закупок, мы не только оптимизируем госрасходы, в 4-5 раз сокращаем временные затраты, но и помогаем бизнесу, расширяя конкурентное поле среди потенциальных поставщиков товаров и услуг для государственных органов /3/.

Внедрение системы электронных госзакупок считается одной из базовых государственных услуг и является одним из индикаторов прогресса на пути к электронному государству. На сегодняшний день происходит расширение числа государственных заказчиков, проводящих государственные закупки на данной электронной торговой площадке. Помимо Министерства финансов и его ведомств, в системе «Электронные государственные закупки»  размещают свои запросы такие заказчики, как АО «Национальные информационные технологии», АО «Национальная компания «КазМунайГаз», планирует начать использование системы «Электронные государственные закупки» АО «Казахстан Темир Жолы» и другие.

Главными преимуществами электронных государственных закупок являются повышение транспарентности и открытости процесса государственных закупок, а также создание равных условий конкуренции среди поставщиков продукции.

Список использованной литературы:

1. Закон РК «О государственных закупках» от 2007 года

2. информация сайта www.goszakup.kz

3. Бисимбаева Д. Экономия на бумаге // Мегаполис от 23 февраля 2009 года. - №6 (418)

4. Бюллетень государственных закупок №158 (1722) от 20 августа 2009 года