Каталог статей |
Магомедов М.Д., соискатель Домарев И.Е. Инновационные технологии как факторы экономического роста производства предприятий мясоперерабатывающей промышленностиВ условиях экономического кризиса в России подавляющее большинство отечественных предприятий испытывают финансовые трудности. Рыночная экономика диктует предприятиям условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона спроса и предложения, конкуренции, всестороннем учете интересов покупателя, предъявляющих свои требования к качеству и цене товара. При ограниченных условиях внешнего финансирования предприятие должно осуществлять расширенное воспроизводство, главным образом, за счет собственных денежных источников, что может быть достигнуто только при достаточном уровне экономического роста производства. Экономический рост относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которые непосредственно связаны с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности [1]. Современному экономическому росту присущ инновационный характер саморазвития национальной экономики и соответствующих воспроизводственных контуров; качественный состав факторов производства, включая условия внутреннего спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей; уровень конкуренции; параметры поведения экономических субъектов; эффективность регулирующих действий государства и т.д. [2]. Сущность проблемы повышения экономического роста производства состоит в увеличении результатов на каждую единицу затрат во всех звеньях технологической цепочки. Это может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования капитала и внедрения инновационных технологий. Экономический рост - неравномерный процесс, стратегические истоки которого следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в механизме саморазвития субъектов национальной экономики. Данный механизм представляет собой особое инновационное образование, единый комплекс наиболее активных составляющих (элементов), прежде всего, технологических, технических и социально- экономических. Управление экономическим ростом производства на основе инновационных технологий предполагает регулирование процессами: освоение производства новой продукции, выход ее на рынок, а также снятие с производства продукции, не пользующейся спросом и замена ее модернизированной. Важнейшими факторами экономического роста предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются:
Среди выделенных факторов, применительно к мясоперерабатывающим предприятиям, работающим на рынке в условиях жесткой конкуренции, определяющим направлением должно стать ресурсосбережение во всех звеньях технологической цепочки: от поступления сырья до сбыта готовой продукции, поскольку именно здесь имеются резервы экономии затрат, гибкой ценовой политики, повышения конкурентоспособности продукции и экономического роста производства. В этой связи возникает необходимость переориентировать сырьевую сферу на инновационный путь развития путем использования качественных факторов экономического роста [4]. Проведенные исследования на мясоперерабатывающих предприятиях Москвы и Московской области в качестве основных инновационных направлений экономического роста производства позволили выделить следующие: 1. Замена импортных специй на отечественные, поставляемые ИЦПП "Протеин" по гибкой системе скидок, которые по составу и вкусовым качеством не уступают зарубежным аналогам фирмы "Матимекс", что не приведет к потере качества выпускаемой продукции. 2. Снижение потерь при термообработке продукции с 12% до 2% за счет перехода с оболочки "белкозин" на полиамидную оболочку. 3. Изменение регламента на упаковку готовой продукции для оптовых клиентов путем замены коробов весом 3 кг на короба весом 15 кг. 4. Внедрение в производство нового вида упаковки "газовая среда" для сосисок и сарделек, что позволит увеличить срок хранения данной продукции с 3 до 20 суток, и тем самым сократить ее возврат из торговой сети на 40%. Для обоснования целесообразности внедрения на мясоперерабатывающих предприятий этих инновационных мероприятий были выполнены расчеты экономической эффективности. Так, замена импортных специй фирмы "Матимэкс» на отечественные специи компании ИЦПП "Протеин", входящей в состав холдинга "Мясной Альянс", позволит их приобретать по более низким ценам, за счет гибкой системы скидок для предприятий, входящих в состав данного холдинга. В совокупных материальных затратах расходы на закупку специй составляют 15%. Расчеты и сравнительная оценка стоимости закупаемых специй у зарубежной фирмы "Матимекс" и отечественного производителя "Протеин" на примере предприятия, производящего 8 тыс. т колбасной продукции, показали, что в результате замены импортных специй на отечественные прибыль от реализации продукции за счет снижения себестоимости увеличится на 29,8 млн. руб. Использование в производстве вареных колбас и сосисок для набивки фарша традиционной проницаемой оболочки "белкозин" приводит к потерям продукции при варке в термокамерах до 12%. Предлагается вместо нее использовать новую непроницаемую полиамидную оболочку, которая (по оценкам специалистов) не отразится на качестве продукции, однако позволит сократить потери при термообработке с 12% до 2%, в результате чего увеличится выход готовой продукции на 10% [3]. Нормы расхода оболочки белкозин и полиамидной аналогичны и, кроме того, данный продукт находится в одной ценовой категории, что не приведет к изменению затрат. Расчет экономического эффекта на примере мясокомбината, производящего 2,8 тыс. т вареной колбасы, и 2,1 тыс. т сосисок (в том числе 50% - в оболочке "белкозин"), показал, что после внедрения мероприятия - перехода на новую непроницаемую полиамидную оболочку объем производства за счет сокращения потерь при термообработке увеличится на 203 тонны. В результате за счет снижения издержек прибыль от реализации продукции увеличится на 16 млн. рублей. Изменение регламента на упаковку для оптовых клиентов предполагает замену массы коробов для следующих групп изделий: колбасной продукции (вареные, варенокопченые, полукопченые), пельмени, прочая продукция. При этом годовой экономический эффект, достигнутый от снижения затраты на упаковку продукции составит 2,2 тыс. руб. Экономический эффект от внедрения нового вида упаковки "газовая среда" для колбасной продукции будет достигнут за счет сокращения случаев и объемов возврата сосисок и сарделек от оптовых покупателей. Доля возврата сосисок и сарделек от общего выпуска этих видов продукции составляет около 5%. Внедрение в производство нового вида упаковки позволит увеличить срок хранения продукции, и сократить объемы возврата примерно на 90%. Для данного вида упаковки можно использовать действующее оборудование без привлечения дополнительной рабочей силы. Данное мероприятие потребует расходов в размере 948 тыс. руб. (в том числе на термоусадочные пакеты - 835 тыс. руб. и на термочеки - 113 тыс. руб.). Внедрение данной инновации будет способствовать приросту выручки на 7,7 млн. руб., и увеличению прибыли за вычетом затрат – на 6,7 млн. руб. В результате внедрения инновационных проектов повысится экономическая эффективность производства без привлечения дополнительных инвестиций и дополнительной рабочей силы за счет следующих изменений: объем производства продукции в натуральном и стоимостном выражении возрастет на 3%, себестоимость продукции снизится на 4%, Затраты на 1 рубль товарной продукции – на 6%, что приведет к росту прибыли в 4,6 раза и росту рентабельности продукции на 6% (с 2 до 8%). Полученный экономический эффект и позитивные отклонения в динамике показателей подтверждают целесообразность внедрения данных мероприятий для повышения экономического роста производства мясоперерабатывающих предприятий. 1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 412 с. 2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учебное пособие для вузов,-М.:Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 398с. 3. Воронина Л.А., Мищенко Л.Я. Формирование условий устойчивого развития экономических систем //Пищевая технология, 2004, № 2-3, с. 5-8. 4. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Экономика и организация производства. Пищевая промышленность. – СПб.: РАПП. 2006. – 312 с. |