Каталог статей

Семенов С.С.

Предпринимательская деятельность в сфере мобильной телекоммуникации

В современных условиях мобильный телефон является непременным атрибутом жизни большинства россиян, и тем более, практически невозможно себе представить без средства связи работающего человека. Для организаций сотовые операторы разрабатывают специальные тарифные планы, которые позволяют существенно снизить расходы на сотовую связь.

На современном этапе развития экономики страны важную роль во взаимодействии и экономическом развитии предпринимательских структур играет телекоммуникационная сфера, и, в частности, рынок сотовой связи. Эта сфера не просто служит необходимым условием эффективного функционирования предприятий всех отраслей, но и энергично влияет на сами процессы управления. Роль сотовой связи в экономическом развитии определяется тем, что путем внедрения новейших информационных и коммуникативных технологий она позволяет включить и потребителей, и производителей в единое информационное пространство не только России, но и всего мира. Как составная часть рыночной экономики она обеспечивает оперативную передачу и распространение информационных потоков, а, следовательно, является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятий. В современных условиях эффективное использование информационных ресурсов необходимо любой компании. Информация о сегментировании целевого рынка позволяет компании выявлять маркетинговые возможности. Информация необходима для чёткого определения конкурентных преимуществ компании и её стратегического позиционирования. Наконец, информация о стратегической позиции компании на рынке требуется для построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ. В этих условиях к предпринимательским структурам телекоммуникационной сферы предъявляются все более высокие требования.

Демонополизация телекоммуникационной сферы привела к усилению конкурентной борьбы на рынке сотовой связи, появлению новых видов связи и альтернативных операторов, что способствовало структурированию рынка и повышению его прозрачности. Однако появление новых видов связи вызвало к жизни и новые проблемы, связанные с диверсификацией деятельности предприятий телекоммуникационной сферы. В сложившихся условиях эффективное функционирование предпринимательских структур на рынке сотовой связи возможно только при выявлении основных потребительских предпочтений и мотивов поведения потребителей, а также при решении проблемы выбора предпочтительного способа обслуживания целевого рынка. В связи с этим, актуальное значение приобретает разработка методических подходов к прогнозированию деятельности предпринимательских структур телекоммуникационной сферы с целью разработки стратегии их рыночного поведения.

Финансовое состояние, конкурентоспособность, а, соответственно, и перспективы экономического развития субъектов предпринимательской деятельности зависят от огромного числа факторов. В большинстве случаев экономические результаты деятельности организации напрямую связаны не только с заключением выгодных контрактов, но и с разумным и рациональным использованием ресурсов организации, как материальных, так и трудовых. В немалой степени экономия достигается за счет использования наиболее привлекательных и выгодных цен и тарифов, предлагаемых поставщиками. Особо важное значение роль тарифных планов приобретает при использовании тех или иных товаров, работ или услуг в повседневной деятельности организации. Несомненно, что к категории таких "постоянных" расходов относятся услуги связи, в частности, мобильной (сотовой).

В современных условиях мобильный телефон является непременным атрибутом жизни большинства россиян, и тем более, практически невозможно себе представить без средства связи работающего человека. С каждым днем операторы сотовой связи предлагают все большее число тарифов, удовлетворяющих потребности различных категории пользователей. Практически всеми компаниями, представляющими услуги сотовой связи, предусмотрены различные тарифы для частных лиц и субъектов предпринимательской деятельности. В частности, у организаций и индивидуальных предпринимателей особо популярны корпоративные тарифные планы, преимущества которых хорошо известны:

- низкая абонентская плата или полное ее отсутствие;

- максимально низкая стоимость исходящих звонков по наиболее часто используемым направлениям;

- большой ассортимент дополнительных услуг;

- гибкая система скидок в зависимости от интенсивности разговоров и количества телефонов, оформленных на организацию;

- льготные междугородные / международные звонки;

- внутрисетевой роуминг по сниженным тарифам и другие.

Эффективность и удобство применения корпоративных тарифных планов крупные организации оценили давно. В настоящее время операторы сотовой связи все большее внимание уделяют организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса, для которых разрабатываются специальные тарифы. В частности, при использовании корпоративных тарифов каждый сотрудник с учетом своих должностных обязанностей может использовать дополнительные скидки по наиболее востребованным направлениям при подключении специальных услуг. Корпоративные тарифы, как правило, построены таким образом, что их можно оптимизировать под любого сотрудника в зависимости от его рода деятельности.

Как показывает практика, применение данных тарифов позволяет не только существенно снизить расходы на сотовую связь, но и минимизировать документооборот, что особенно важно для организаций и предпринимателей, "в которых каждый человек на счету". Операторами сотовой связи в рамках использования корпоративных тарифов предоставляются специальные услуги, которые, например, позволяют осуществлять звонки на телефоны сотрудников фирмы бесплатно, либо плата отсутствует со второй минуты разговора. Кроме того, корпоративные тарифные планы могут предусматривать предоставление таких "полезных и нужных" услуг как "определитель номера", "режим ожидания вызова", "мобильный офис", "мобильный Интернет" и некоторых других без какой-либо оплаты.

                                                                                                  Выделяют несколько наиболее перспективных направлений, следование которым позволит игрокам рынка добиться значительных успехов в ближайшие годы. К ним относятся:

1. Плавная миграция широкополосной связи к мобильной All-IP для обеспечения постоянно растущих потребностей отрасли.

2. Предоставление IP-услуг пермиум класса для обеспечения абонентов высококачественными услугами и преимуществами надежной связи.

3. Применение оригинальных творческих решений с целью расширения абонентской базы и увеличения показателя ARPU.

4. Улучшение эффективности узкополосной связи через расширение зон покрытия городской сети.

5. Продвижение одиночных точек доступа для удовлетворения потребностей в горизонтальных интегрированных радиосетях и поддержка услуг передачи голоса, предложения узкополосных сервисов передачи данных и широкополосных услуг мобильной связи.

6. Создание крупномасштабных сетей для обработки постоянно растущего трафика данных.

7. Внедрение в операторской среде новых моделей передачи речи.

8. Обеспечение необходимых характеристик полосы пропускания, например, интеллектуального управления трафиком и обработки высокоскоростного трафика данных.

9. Поддержка традиционных операторов связи, использование их обширной абонентской базы для предоставления услуг по передаче контента и мультимедийных сервисов.

Развитие указанных направлений будет способствовать оптимизации построения и поддержки сетей по всему миру, основными преимуществами которых будут качество и возможности быстрого реагирования на различные требования. Человечество все больше оказывается зависимым от информационных технологий и поэтому ни одно отдельно взятое общество не сможет нормально функционировать вне глобальной информационной сети. Такова действительность развития современных обществ в мире.

Глобализация экономики порождает все более нарастающий по объему и быстро изменяющийся по содержанию поток информации. Все это оказывает влияние на деятельность людей, влечет за собой те или иные экономические последствия, нередко довольно крупного масштаба. По мнению видного германского общественного и государственного деятеля X.Д. Геншера, "доступ и использование информации, знаний и средств связи стали сегодня четвертым фактором производства наряду с землей, капиталом и трудом". Информационные технологии в наши дни превратились в отрасль мировой экономики. В настоящее время научно-технический прогресс выходит на новый более высокий уровень, причем одним из направлений прорыва являются информационные технологии: сочетание компьютера и современных средств связи.

Предпринимательская деятельность в сфере телекоммуникаций в каждой стране имеет свою специфику. Однако появление цифровых технологий и массовое внедрение услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет привели к тому, что сегодня практически любой оператор связи работает не только на локальном (региональном или общенациональном), но и на мировом рынке телекоммуникационных услуг. Появление цифровых технологий способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли. Традиционная голосовая связь начала вытесняться интерактивными услугами, такими, как Интернет, передача данных, мобильная связь.

Создание российской информационно – телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъёма национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в глобальном масштабе. Опережающее развитие телекоммуникаций – необходимое условие развития инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, решения вопросов занятости населения.

Отечественный рынок услуг связи остаётся достаточно замкнутым. С одной стороны это обусловлено огромными масштабами территории страны, благодаря которым формируются основные доходы операторов связи. С другой – Россия пока находится вне мирового рынка международного трафика, что до сих пор было следствием недостаточно высокого уровня цифровизации магистральных каналов и более низкого качества связи по сравнению с мировыми стандартами. Однако в последнее время качество междугородной связи в стране существенно улучшилось, и её роль в международном транзите телекоммуникационных услуг стала возрастать.

В последнее время происходит глобализация национальных рынков услуг связи. Если раньше предпринимательская деятельность национального оператора была ограничена пределами собственной страны, то теперь крупнейшие телефонные компании предоставляют услуги и за рубежом. Это становится возможным в основном путём приобретения крупных пакетов акций иностранных операторов.

Слияния и поглощения телекоммуникаций имели неоднозначные последствия.
С одной стороны, глобализация рынков услуг связи неизбежно приводит к изменениям в управлении капиталом операторов, с другой – прокатившаяся «волна» слияний способствовала тому, что компании - «поглотители» эмитировали слишком много облигаций для финансирования поглощений, что привело к снижению кредитных рейтингов многих из них и негативно сказалось на фондовом рынке.

Телекоммуникации в ведущих странах мира - едва ли не самая динамичная отрасль национального хозяйства. В течение всего послевоенного периода темпы ее развития были высоки и почти не подвержены влиянию ухудшения экономической конъюнктуры. Все западные экономические и структурные кризисы лишь замедляли инвестиционную активность, но никак не сдерживали рост отрасли: чем хуже дела в экономике, тем выше потребности в быстрой, полной и всесторонней информации. И чем выше организация общества, тем эта тенденция ярче. Опережающие темпы роста связи - объективная закономерность высокоиндустриального хозяйства, отражающая его потребности в адекватном информационном обеспечении. Здесь существует ясная эмпирическая зависимость: объемы информационных потоков, передаваемые средствами связи, должны возрастать, по крайней мере, пропорционально квадрату роста экономического потенциала страны. Иными словами, потребности хозяйства в услугах связи обеспечены в том случае, если темпы роста информационных потоков не менее чем вдвое превышает темп роста ВВП. Таким образом, степень развития телекоммуникаций - один из существенных показателей зрелости национальной экономики.