Каталог статей |
Бабажанова Ж. А. Влияние ІТ-технологии на развитие малого и среднего бизнеса в КазахстанеИспользование информационных технологий в бизнесе становится все более актуальным в современном обществе. Своим ростом данная отрасль обязана расширению общего проникновения IT-технологий в бизнес-процессы организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей.Одной из важнейших задач развития IT-отрасли Республики Казахстан является информатизация экономики государства. Автоматизация наших заводов и фабрик, внедрение новейших систем управления бизнесом, интеллектуализация казахстанского образования создадут крайне необходимую базу для нового конкурентоспособного Казахстана. Для развития корпоративного малого и среднего бизнеса необходимы специально разработанные IT-решения - экономичные и многофункциональные, что называется «все в одном»: высокоскоростной доступ в Интернет, возможность удаленной работы и надежная защита пользователей. Для компаний, которые, как правило, не располагают большим штатом и IT-бюджетом также важно, чтобы оборудование не требовало дополнительного внимания специалистов, а работало по принципу: «поставил и забыл», было надежным и недорогим. Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло. По состоянию на 1 января 2012г. количество зарегистрированных юридических лиц составило 298028 единиц и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 5,0%, в том числе 282503 единиц с численностью работников менее 50 человек. Доля этого сектора в ВВП страны составляет около 30%. По состоянию на 1 января 2012 года поступления от предприятий малого и среднего бизнеса в государственный бюджет составили 2 419 454 млн. тенге. Использование информационных технологий в бизнесе становится все более актуальным. Многие компании уже пришли к пониманию важности роли инновационных технологий для их основного бизнеса. Сегодня невозможно предоставить пользователю определенные категории услуг, не поддержав их в значительной степени информационными технологиями. Скорость изменений в бизнесе стремительно возрастает. Сегодня именно информационные технологии как крупный сегмент, требующий значительных инвестиций, внимательно рассматривается в качестве ресурса, из которого могут быть извлечены определенные преимущества для бизнеса. За последние десятилетия существенно возросла зависимость бизнес-процессов предприятий от информационных технологий во всех сферах экономической деятельности. Сегодня уже нет предприятий, где в той или иной степени не применялись бы информационные технологии. В тоже время, к сожалению далеко не все собственники и ТОП-менеджеры обращают внимание на эффективность и рациональность применения информационных технологий в бизнесе. Так по данным Агентства Республики Казахстан по статистики доля предприятий, имеющих компьютеры, составляет 73,9% в 2007г. 75,4 в 2008г., 79,4 в 2009г. и 75,5 в 2010 году. А доля предприятий имеющих доступ к Интернету в 2010 году составляло всего 55,5%. А доля предприятий имеющих свои веб-сайты и размещающих заказы по интернету составляют всего 7,3% и 5,4% соответственно. Зависимость бизнеса от IT настолько высока, что подобного развития событий представить себе не возможно. Совершенно противоположные причины подводят, по сути, к одному простому вопросу - каким образом использовать IT-ресурсы наиболее рациональным, эффективным способом, при этом максимально способствуя развитию и процветанию основной бизнес-деятельности компании. Несмотря на очевидную зависимость бизнеса от IT далеко не все руководители уделяют достаточно внимания вопросам, связанным с рациональным и эффективным использованием IT-инфраструктуры в целом. Следствием этого является недооценка или переоценка роли информационных технологий в бизнес-деятельности компаний, что вообщем-то приводит в итоге к серьезным финансовым потерям. До последнего времени, во многих компаниях был принят подход - бизнес строится и развивается, опираясь на возможности существующих IT-ресурсов. Тем не менее, известно, что в Казахстане уже существуют успешные примеры создания систем информационного проектирования. Казалось бы, сейчас в условиях финансового кризиса для них настал благоприятный момент и как никогда раньше появился шанс инициирования массового спроса на отечественную продукцию. Возможно, это так, однако есть ряд барьеров, непреодолимых без поддержки государства. Во-первых, существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база не позволяет в полной мере пользоваться всеми теми благами, которые могут нам обеспечить –IT-технологии. И, во-вторых, это отсутствие стратегии развития IT-технологий на предприятии. Без четкой стратегии и видения развития отрасли не будет. Это аксиома. Совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий для развития IT-отрасли является актуальной задачей, в дополнение к существующим программам, должно осуществляться по следующим направлениям: v принятие и внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям; v отмена не эффективных или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования нормативных правовых актов (их отдельных положений), v принятие новых нормативных правовых актов, связанных с применением развитием IT-технологий на предприятиях малого и среднего бизнеса. Программные продукты и информационные системы, методология и технология их внедрения и эксплуатации, документация и технологические процессы представляет собой результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому, в целях развития внутреннего рынка программного обеспечения необходимо совершенствование законодательства по защите интеллектуальной собственности и авторских прав иностранных и отечественных разработчиков. Для эффективного стимулирования разработки и внедрения инновационных проектов в области информационных технологий необходима подготовка предложений по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. О стратегическом планировании в области IT в Казахстане начали задумываться относительно недавно. С точки зрения современного менеджмента под стратегией понимается долгосрочный (как правило, многолетний) план действий, направленный на развитие компании и достижение определенных результатов ее деятельности, как правило — тех или иных конкурентных преимуществ и финансовых показателей (то есть некоторого целевого состояния компании). Потребность в стратегическом планировании обычно возникает из-за быстрого изменения бизнес-условий. Под IT-стратегией обычно подразумевается долговременный план действий по развитию информационных технологий в компании (то есть ее IT-инфраструктуры, информационных систем, IT-подразделения). IT-стратегия является важной частью корпоративной стратегии, однако современные реалии таковы, что обычно ее разработке уделяется очень мало внимания, и только после некоторого количества сделанных ошибок и впустую потраченных средств руководство компании начинает задумываться о стратегическом планировании в области IT. Подходы к планированию развития IT-стратегий: Существует несколько различных подходов к разработке IT-стратегий— от полнейшего отсутствия четких планов и финансирования IT по остаточному принципу до взвешенного увязывания планов развития IT с планами развития бизнеса. Наиболее распространенным сегодня подходом является, пожалуй, планирование наращивания мощности технических средств без четкого определения целей подобных действий. Не будучи стратегией в прямом смысле этого слова, указанный подход более или менее оправдан для компаний, имеющих стабильные и неизменные процессы и не сталкивающихся с угрозой вытеснения их с рынка конкурентами (например, для государственных предприятий, имеющих монополию на определенные виды деятельности). Несколько реже применяется подход, также не являющийся стратегическим и основанный на попытках внедрять новейшие технологии без учета реальной потребности в них и без планирования как такового. Этот подход может оказаться весьма рискованным и дорогостоящим в реализации, поэтому позволить его себе могут лишь немногие компании. Еще один подход, намного более взвешенный и менее экстремальный, нежели предыдущий, заключается в выявлении наиболее значимых сфер деятельности компании и в первоочередном осуществлении их автоматизации. При указанном подходе очень важно выделить самые главные области (при этом далеко не всегда у руководства компании есть полное согласие по этому вопросу). Указанный подход получил широкое распространение в некоторых западных странах в начале и середине 90-х годов. Одним из классических подходов к формированию IT-стратегии является ее создание на основе уже имеющейся бизнес-стратегии. В этом случае для IT-подразделения, точно так же как и для других подразделений компании, разрабатывается план, поддерживающий стратегию всей компании, с учетом того, что IT-подразделение является вспомогательной службой, поддерживающей основные бизнес-процессы компании. Более прогрессивным и эффективным в последнее время считается подход, основанный не просто на рассмотрении IT-подразделения как одного из отделов компании, но и на учете влияния информационных технологий на развитие бизнеса как фактора, способного предоставить бизнесу дополнительные стратегические преимущества. Именно этот подход рекомендован в книгах библиотеки ITIL (подробнее об ITIL можно прочесть в посвященной данной теме статьях). В рамках этого относительно нового подхода разработка IT-стратегии представляет собой анализ бизнес-процессов компании и необходимость их автоматизации, формулируется миссия, цели и задачи IT-подразделения и на их основе производится определение основных направлений развития в областях оказания IT-услуг, IT-инфраструктуры и бизнес-приложения, кадрового состава и оргструктуры информационной службы. По результатам нашего исследования выполнение этого плана откроет новые возможности для развития бизнеса и повышения доходов, и позволяет получить следующие результаты: Ø руководители компании могут уделять внимание тому, к чему они стремятся на уровне предприятия. Ø возможность более плотно сфокусироваться на предоставлении различных сервисов: сейчас внимание компаний охватывает огромное количество бизнес-процессов, большая часть которых, хотя и важны для деятельности в целом, все же не являются ключевыми. Ø расширение деятельности за счет замены скромных внутренних приложений на сервисы высочайшего уровня. Ø получить новые знания, работая с другими специализированными поставщиками, чтобы улучшить деятельность в целом. |