Каталог статей

Назаркина В. Н.

Основные задачи и принципы экономики социальной сферы

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям и жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономические проблемы», «социально-ориентированная экономика».

Экономика – это тот аспект социальной системы, который функционирует не только для социального упорядочивания технологических процедур, но и для включения их в социальную систему и для контроля за ними в интересах социальных элементов (индивидов и коллективов). Важными интегрирующими элементами здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости. Как отмечал, Т. Парсонс, экономика выступает главной структурой, обеспечивающей связь с социетальным сообществом. Главная ее функция – размещение ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей, существующих в обществе; а возможности их удовлетворения должны размещаться между разными группами населения [3].

Трудовое, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. Социальное управление - это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Это свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной жизни. Управлению с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Каждое общество всегда предъявляет определенные требования к человеку, социальным коллективам [4; 6].

В обществе сложились два типа механизма управления – стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Такое воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок – основной регулятор экономики, главная определяющая сила производства и определяемой им степени общественных отношений. Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные институты – субъекты управления, то есть система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество. Границы управления, его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя [3].

Управлять обществом научно – это значит: во-первых, познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; во-вторых, своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; в-третьих, обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия; в четвертых, осуществлять реалистическую политику, основанную на учете объективных возможностей, соотношения социальных сил. Научное управление обществом есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т. д.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития общества и достижения поставленных целей [4; 6].  

Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. п.); организацию выполнения решений и контроль за их выполнением; подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения [1; 5].

Важнейшей частью любого процесса управления являются его функции:

1. Планирование – функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии со средой.

2. Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры объекта, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д. В любом плане всегда имеется стадия организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей.

3. Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать работающих и побудить их активно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование работающих, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их развития.

4. Контроль – функция управления, задача которой состоит в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Среди функций управления контроль выступает элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов.

5. Координация – центральная функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех функций управления, а также действий руководителей [4].

Управление – это не только взаимодействие различных сфер, но и постоянные взаимоотношения с окружающей средой. Целостный процесс управления системой состоит в единстве следующих компонентов: власть как субъект управления, которая определяет цели и задачи; объединение объектов управления в соответствующие организации; обратная связь, получение информации о результатах; оценка полученных результатов, внесение изменений в план действий.

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, их доходов и расходов, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом, социальной помощи. Социальная сфера представляет собой обеспечиваемую обществом систему поддержки постоянного воспроизводства субъектов социального процесса. Как пространство реализации социальной функции общества она охватывает совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и усовершенствование взаимодействующих социальных групп и индивидов; ее функционирование тесно связано с другими сферами.

Функционирование социальной сферы в обществе определяется, с одной стороны, особенностями культуры и природно-географической средой, а с другой стороны – базисными социальными универсалиями, отражающими основные потребности человека [2; 3].  Степень ее развития зависит от уровня цивилизованности конкретного общества и уровня социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностей социальной инфраструктуры, характера и типа собственности на предприятиях, социально-политической ситуации в стране, правовых норм и правоотношений в сфере регулирования социальных отношений, уровня правосознания населении я, системы моральных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, региональных и природно-климатических особенностей региона и экологической ситуации, жизни населения, социально-демографической ситуации, национального менталитета и т.п.

Экономика социальной сферы прежде всего связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная экономика как наука изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей.

С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоев и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая в первую очередь денежные доходы населения, – это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляют предмет социальной экономики. Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей [5; 6].

Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Социальная экономика тесно связана с формами, отношениями собственности, по крайней мере в той части, где проявляются собственнические интересы людей, социальных групп. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Экономику, функционирование которой направлено первоочередным образом на удовлетворение потребностей человека, семьи, исходит из социальных запросов, принято называть социально ориентированной. Экономика труда, в той своей части, в которой она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область экономики. Непосредственно социальную экономику характеризуют все виды социального обеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые не имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, стихийных бедствий. Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть  также отнесена к социальной экономике.

Основной задачей изучения экономики социальной сферы является изучение экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т. д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений. Производство материальных благ – основа жизни человека и общества. Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам [2: 6].

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение  конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям: 1) часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения; 2) на первое место выступает  размер потребностей,  на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т. д.; 3) льготы и услуги законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества. На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

Принципы экономики социальной сферы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной сферы характерны как общие, так и специфические принципы функционирования, а именно:

принцип гуманизма,  который предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности;

принцип социальной справедливости; при этом социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а, прежде всего, в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством. Обычно социально-экономическая справедливость выступает в двух формах: 1) справедливость обмена; 2) справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать: с одной стороны, с рыночными механизмами распределения, а с другой – государственным механизмом регулирования, то есть с двумя плюсами «теории богатства» – частной и общественной собственностью;

принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности, который отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и т. п. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами   и заработной платой;

принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, в соответствии с которым именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем гражданам, которые не могут сделать этого самостоятельно в силу объективных причин;

принцип экономического самостоятельности местных органов, предполагающий разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальное пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на государственном уровне, а все выплаты сверх того – производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.

Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и др.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства – от горсударственного до местного. Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов в технологии его социальной поддержки.

В условиях глобализации пространство социального воспроизводства человека или групп людей также глобализируется, что ведет к изменениям параметров и характеристик социальной сферы и выдвигает новые требования к управлению ею.

Литература

1. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы./ Пер. с англ. – М.: ИНФРА, 2000.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

4. Подольская Е. А. Управление социальными процессами. – Х.: Изд-во НУА, 2007.

5. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. – М., 2005.

6. Романовский А. Г. Основы теории управления социальными системами. – Харьков, 2001.