Каталог статей

Бирюков В.В., Екшатян К.М.

Повышение эффективности использования человеческого капитала современной корпорации

Декларируемый правительством Казахстана переход казахстанской  экономики к капиталистической модели позволяет «снять» с государства часть функций по обеспечению развития человеческого капитала страны, переложив их на плечи частного бизнеса. Сам же отечественный бизнес (прежде всего, крупный корпоративный сектор) остро нуждается в высокоэффективном менеджменте человеческого капитала. Соответственно вопросы управления человеческим капиталом в корпорациях (организациях) приобретают особенную остроту. Подчеркнем, речь идет именно об управлении человеческим капиталом, подразумевающем максимально эффективное его использование и накопление в целях дальнейшего развития. Если сегодня отечественный корпоративный сектор сумеет творчески воспринять все лучшее из общемировой практики управления человеческим капиталом, то можно надеяться на то, что национальная экономика сможет совершить переход к постиндустриальной модели развития, в противном случае - отставание станет необратимым.

Сказанное позволяет заключить, что проблемы изучения человеческого капитала как фактора управления и потенциала развития современных корпораций являются высоко актуальными в нынешнем состоянии казахстанского общества.  Вместе с тем можно отметить недостаточность разработанности категории «человеческий капитал» в рамках социологических подходов к анализу  общественных (прежде всего, производственных) явлений. Особенно актуальным использование данной категории представляется в рамках социологии управления. Однако, в большинстве концепций управления активно используются такие категории, как «человеческие ресурсы», «кадры», «персонал». На наш взгляд, использование категории «человеческий капитал» в
управленческой практике позволяет существенно повысить эффективность
управленческих решений и кадровой политики организации в целом. Это связано с тем, что ориентация в работе с персоналом на «человеческий капитал» предполагает четкий учет вложений, издержек и прибыли - важнейших областей и объектов управления, заставляющих менеджеров стремиться ориентироваться на точные и измеряемые показатели эффективности деятельности организации.

В качестве основного направления повышения эффективности управления корпорацией выдвигается  рабочая гипотеза:
- человеческий капитал (понимаемый как совокупность личностных и социальных качеств человека, определяющих его эффективность как работника) является стратегическим ресурсом адаптации современной корпорации к реалиям постиндустриального общества. Соответственно человеческий капитал должен становиться важнейшим объектом корпоративного менеджмента. Наиболее важные составляющие человеческого капитала как объекта управления - уровень образования, креативность, обучаемость, опыт работы сотрудников, умение нестандартно мыслить, способность к самоорганизации, состояние здоровья сотрудников, мотивация и нравственность персонала - должны максимально развиваться и накапливаться. Предполагается, что в современном Казахстане в этом отношении можно выявить три тенденции: 1) качество человеческого капитала неуклонно ухудшается, что представляет собой стратегическую проблему как для страны в целом, так и для отдельных корпораций; 2) значительная часть отечественных  корпораций не уделяет должного внимания управлению человеческим капиталом; 3) наиболее адаптированные и успешные корпорации отличаются высоким качеством человеческого капитала, которому уделяется должное внимание.  

Анализ динамики изменения состава и качества человеческого капитала в современного Казахстана показывает, что к наиболее острым проблемам развития (а в первую очередь - сохранения) человеческого капитала в современного Казахстана относятся: во-первых, негативные демографические процессы - снижение рождаемости и рост смертности населения, ухудшение здоровья нации, эмиграция, вызывающая «утечку мозгов»; во-вторых, снижение качества человеческого капитала страны обусловлено распространением социально-деструктивных моделей поведения, моральным кризисом общества, психологическим стрессом; в-третьих, нарушением системы подготовки и отбора кадров, отсутствием эффективных механизмов воспроизводства элиты, кризисом системы образования, разрушением инфраструктуры отечественной науки.

Совершенствование систем управления человеческим капиталом в отечественных  компаниях возможно только на базе включения крупного бизнеса в процесс воспроизводства человеческого капитала в регионах. Основное направление развития системы повышения качества человеческого капитала - взаимодействие бизнеса и власти. При этом бизнес за счет вложений в человеческий капитал региона получает благоприятную среду развития, возможность набирать качественный персонал, внедрять новые технологии, получать интеллектуальную поддержку от научной сферы региона, а власть решает проблемы развития и сохранения человеческого потенциала региона, что является ее главной задачей.

Литература:

1. Егоров С. «Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации», Вопросы экономики, 2004 , №5.

2. А.И. Добрынин, С.А.Дятлов, Е.Д.Цыренова Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования, СПб, Наука, 2006.