Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жапаров К.Ж. Оптовые рынки в системе продовольственной безопасности регионаОсобая роль в укреплении устойчивости продовольственной безопасности принадлежит оптовой торговле, ориентирующей продукцию предприятий АПК на экспорт и позволяющей повышать их доходность и устойчивость функционирования.Поскольку оптовые продовольственные рынки (ОПР) должны функционировать в каждом городе, как это практикуется в развитых зарубежных странах, и создаются с объемом оборота, эквивалентному числу жителей, данное требование изначально принимается за исходное начало обоснования системы ОПР для республики Казахстан. Дальнейшее обоснование связывается с двумя направлениями: 1) определение общей мощности всех ОПР и их количества, скорректированного на число жителей каждого города; 2) уточнение зон обслуживания ОПР продукцией от сельских хозяйств и конечных видов продукции от перерабатывающих предприятий. Поскольку данные по нормативам питания по половозрастным группам населения отсутствуют, то расчеты были выполнены по средним значениям показателей. Прежде всего, необходимо установить динамику изменения численности населения Казахстана, поскольку строительство в перспективе ОПР в большом количестве должно быть оправдано и с демографических позиций. Определим суммарную (максимальную) пропускную способность ОПР по видам продукции, которую целесообразно доводить до потребителя (городского населения) через оптово-розничную сферу (расчет представлен в таблице 2) Таблица 2. Расчет суммарной пропускной способности оптовых продовольственных рынков для республики Казахстан
После этого общий объем предложения, как суммарная нагрузка на все ОПР, распределяется между городами, в которых целесообразно создавать эти рынки с учетом имеющихся ресурсов (земельных, трудовых, материально-технических, инфраструктурных), выражаемых через общий коэффициент ресурсообеспеченности – Кр. Данный коэффициент рассчитывается как среднее значение суммы индексов: фондовооруженности (И1), фондооснащенности (И2), трудообеспеченности (И3) и землеобеспеченности (И4) в агропредприятиях i-ых областей, как зон обслуживания ОПР. Всего в республике Казахстан предлагается создать 24 ОПР, особенно в городах с численностью населения, превышающей 100 тыс. человек. в дальней перспективе они могут создаваться и в малых городах, имея меньшую пропускную. Значения индексов определялись как отношение показателя по области к его величине по республике. После этого Кр корректировали по коэффициенту транспортной доступности – Ктд, значения которого известны, как показателя, учитывающего снижение пропускной способности автомобильных дорог с учетом состояния их дорожного покрытия. Отметим, что рассмотренные в данном разделе вопросы затрагивают не только проблему повышения устойчивости основных составляющих продовольственной безопасности, без сохранения которой не может быть и речи об устойчивости функционирования аграрных хозяйств, но и проблему укрепления позиций внутреннего продовольственного рынка на основе создания собственной оптово-розничной системы, включающей наряду с государственными структурами, еще частные и кооперативные ОПР. Причем рынки, находящиеся в кооперативном виде собственности, должны принадлежать в основном сельхозтоваропроизводителям, что позволит им беспрепятственно, с максимальным учетом их интересов выходить и на экспортные рубежи. Особенно это касается рынка зерна – основного стратегического продукта республики, поскольку от его экспортных возможностей будет зависеть и судьба аграрного сектора. Все это (повышение тарифов, диспаритет цен в АПК, низкий уровень цен на зерно и т.д.) вынуждает сельхозтоваропроизводителей свертывать производство, сокращать площади под зерновыми культурами, что может основательно подорвать продовольственную безопасность страны и внутренний продовольственный рынок. Объемы экспорта неустойчивы по годам, им занимаются несколько десяткой торгово-посреднических и ресурсообеспечивающих АПК структур, в том числе и иностранных. Все это – результат отсутствия эффективного государственного регулирования в стихийной и пока неорганизованной внешней торговле зерном. Несмотря на распространенный в зарубежных странах опыт регулирующих воздействий государственных структур на рынок зерна, где уже на протяжении многих лет сформировалась экспортная зерновая политика. Существует мнение, что в основе новой экспортной политики должны лежать следующие принципы: 1) целевая направленность экспорта, ориентирующего на увеличение объемов производства зерна; 2) государственная зерноэкспортная политика должна быть частью национальной аграрной политики, тесно увязанной с развитием внутреннего продовольственного рынка, объемы зернового экспорта должны быть увязаны с импортозамещением животноводческой продукции; 3) увязка зональной специализации производства зерна с распределением квот на экспорт его отдельных видов по территории страны на конкурсной основе; 4) обеспечение экономической заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в производстве зерна на основе доплаты к его цене от реализации конечной продукции. В условиях сохранения тенденции увеличения переходящих запасов зерна, что потенциально возможно для Казахстана, целесообразно ввести механизм квотирования не только экспортных поставок, но и импорта животноводческой продукции, что связано как с продовольственной безопасностью страны, так и с необходимостью укрепления внутреннего продовольственного рынка. Что выгоднее: импортировать часть животноводческой продукции и «высвободившееся» зерно пустить на экспорт, или скормить его в животноводстве и птицеводстве, сократив импорт и сохранив часть сельхозпредприятий от разорения? Именно данный вопрос является важнейшим на данном этапе формирования не только зернового, но и всего продовольственного рынка, поскольку он затрагивает интересы государства, предпринимательства и населения. То есть, приобретает социальную ориентацию, особенно при решении проблемы занятости населения. Все эти вопросы должны решаться в рамках единой целевой программы, выполняющие определенные требования: устойчивость безубыточного функционирования; наличие лицензий на выполнение торгово-закупочных операций, а также на право хранения зерна и проведение товарных интервенций; обязательное участие в интеграционном формировании и включением в него сельхозтоваропроизводителей; ведение активной инвестиционной деятельности; учет интересов сельхозтоваропроизводителей при распределении дохода от реализации конечной продукции и другие; соответствие стандартов на зерно, используемых в рамках СНГ, с учетом требований ВТО. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||