Каталог статей |
Акмырадов Джейхун Потенциальные преимущества и недостатки виртуализации производстваПринципы организации большинства современных предприятий основаны на специализации работ и заложены еще в XIX в. Новый толчок в этом плане дали появление электронно-вычислительной (компьютерной) техники и ее использование в управлении производством. Она позволила соединить математические методы с прикладными хозяйственными задачами.В теории управления определение “виртуальный” стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, фабриках и организациях. В принципе виртуальное предприятие обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное. Но в то же время у него нет подобных институциональных и структурных рамок. Такой “квазиорганизации” можно дать следующее определение: Виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои ключевые компетенции в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения клиента динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий. В середине 90-х годов группа немецких и швейцарских исследователей изучила виртуальные пионерные предприятия, чтобы получить первоначальные сведения о них и определить методологическую основу для дальнейших исследований. Проект ориентировался на «реальную» виртуализацию, т.е. источниками информации служили данные о практической деятельности виртуальных пионерных предприятий. Исследование охватило свыше 50 виртуальных организаций в различных отраслях и странах, причем шесть из них подверглись особенно тщательному обследованию. Методика исследования предусматривала личные, полустандартизированные интервью с предпринимателями и менеджерами высшего управленческого звена виртуальных предприятий Азии, США и Западной Европы. Проект был поддержан Швейцарским обществом по организациям, которое осенью 1997 г. опубликовало обзор “Преимущества благодаря виртуализации”. Для планирования, организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. При создании виртуальных организаций нередко появляются организации, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такая организация должна обладать как минимум следующими способностями: уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний) и на основе привлеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети). Вышеуказанные особенности виртуальных организаций формируют следующие требования к их сотрудникам: 1. умение ясно формулировать задачи, выражать информацию. В международных организациях от сотрудников требуется знание иностранного языка; 2. хорошее владение навыками письменной, электронной коммуникации; 3. более широкий спектр знаний, «контекстное» мышление (поскольку сотрудники работают не над одним проектом, а могут быть включены одновременно в несколько проектов, решать параллельно несколько задач); 4. умение устанавливать цели, структурировать собственное время; 5. умение находить нестандартные решения тех или иных задач; 6. большая персональная ответственность за результаты работы, в связи с чем сотрудники должны хорошо знать соответствующие инструкции, основы законодательства, этические нормы компании; 7. сотрудникам необходимо представлять как организацию, частью которой они являются, так и группу, в которую они включены; 8. способность успешно сотрудничать в виртуальной среде (что не только обусловливается психологическими особенностями индивидов, но и тесно связано с корпоративной культурой и применяемыми технологиями управления).очевиден, а шансы на успех формируемых виртуальных сетей вполне реальны, в более широком контексте остается открытым ряд вопросов. Они касаются философских, психологических, социальных, правовых, общехозяйственных и некоторых других аспектов развития общества. Социальные последствия растущей виртуализации вполне представляемы уже сейчас. Вполне возможно, что на смену классической модели индустриального общества придет не информационное, а общество, не знающее границ. Успешное управление командой сотрудников в виртуальной организации предполагает: 1) необходимость определения целевых установок для каждого сотрудника, в соответствии с которыми будет оцениваться результат его работы, вклад в реализованный проект организации; 2) создание возможности накопления специфического человеческого капитала в организации посредством дистанционного обучения сотрудников, содействия получению и сохранению новых навыков; 3) измерение конечного результата деятельности, а не процесса; 4) создание и поддержание атмосферы доверия в команде. «Работники, облеченные доверием, — мощный актив, наличие которого означает, что на всех стадиях процесса исследований, принятия решений и проведения их в жизнь вы работаете с личностями, а не с послушными роботами». Доверие становится важным ресурсом, который не кодифицируется, но выступает незримым гарантом соблюдения договора между работником и работодателем. Ключевым достоинством виртуальных форм организаций является: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как: 1. скорость выполнения рыночного заказа; 2. возможность снижения совокупных затрат; 3. возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика; 4. возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды; 5. возможность снизить барьеры выхода на новые рынки. Основными характеристиками виртуальной формы организации являются: открытая распределенная структура; гибкость; приоритет горизонтальных связей; автономность и узкая специализация членов сети; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции. Виртуальные организации создаются не столько людьми интеллектуального труда, сколько людьми, имеющими представление о создании структуры, которая бы юридически была не идентифицируемой и при этом работоспособной. Почти все виртуальные организации предполагают использование компьютерной коммуникации при посредстве компьютерных сетей. Проблемы, которые возникают при этом, можно сформулировать так: 1) Последствия для каждого участника от принципиального повышения качества текущей интеллектуальной работы и оплаты за такую работу; 2) Условия разработки и освоения новых интеллектуальных инструментов или товаров, освоения новых сфер участия фирмы на рынке, финансирования исследовательского труда; 3) Объем полномочий и допустимость санкционированного вмешательства стратегического менеджмента со стороны проектной группы по отношению к основной структуре виртуальной организации; 4) Каким образом должна быть оформлена любая новая идея (проект, этапы, ресурсы, задействованные структуры виртуальной организации); 5) Условия субренты (отчисления, процент с прибыли, увеличение оплаты по контракту) от реализации проекта; 6) Оплата от повторного использования уже утилизированных стратегий. Интернет с каждым днем все больше и больше проникает в нашу жизнь, регулируя почти все общественные отношения. На основании этого факта организация должна понимать, что ее деятельность будет успешной только тогда, когда ее структура частично станет виртуальной. Это поможет организации быстро реагировать на стремительное изменение внешней среды, проникать во все сферы рынка, в том числе и на международном уровне, а также экономить на помещениях, привлечении дополнительных сотрудниках и т.д. С помощью передовых технологий организации смогут достичь небывалых высот своего развития.
Литература 1. Дятлов С.А. Основы информационно-сетевой экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 2. Виртуальный рынок [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна} 3. Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, том 1, № 1. 4. Никитина О. виртуальное предприятие: возможности, преимущества, проблемы // Современный бухгалтер.– 2006.–№19. –С.34-37. 5. Иванов Н. Мифы и реалии «новой экономики» // МЭ и МО. 2006.–№8.–С.118-125. |