Каталог статей

Бекбулатова Р.К.

К вопросу модернизации деятельности агроформирований региона

        В Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 года отмечается, что немалым экспортным потенциалом обладает сельхозпереработка аграрной продукции и здесь эффективно создание кластеров. Кластеры объединены одной технологической цепочкой производственных комплексов, обеспечивающих на выходе готовую продукцию самого высокого качества; создание кластеров названо «цепочкой» добавленных стоимостей (ЦДС).

         Важным условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции в контексте Стратегии индустриально-инновационного развития является маркетинговый подход к разработке, производству и реализации продукции. Следует отметить, что конкурентоспособность кроме качества включает в себя маркетинговую, коммерческую и экономическую составляющую. Изучение теории и практики маркетинга привели ученых к выводу, что маркетинг - это концепция и интегрированная деятельность, направленная на повышение конкурентоспособности и получение прибыли путем удовлетворения нужд и спроса потребителей на основе всестороннего изучения рынка; это определение подчеркивает двойственную природу маркетинга. В концептуальном смысле маркетинг выступает как философия бизнеса, идея и образ мышления любой организации; «опорным столбом» маркетинга являются скоординированные действия организации. Маркетинг является также особым видом человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. В этих условиях эффективное использование и регулирование товарно-денежных отношений в сочетании с ростом научно-технического прогресса является одним из важных условий успешного развития экономики любой современной страны.

По определению Филиппа Котлера, существует пять основных подходов, на основе которых рыночные организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга.

Современная система стратегического управления [1] основывается на концепции стратегических зон хозяйствования (СЗХ), под которыми понимаются отдельные сегменты, которые могут управляться и планироваться относительно независимо от других рынков и инфраструктур. Основными критериями выделения СЗХ являются удовлетворяемая потребность и технология удовлетворения этой потребности. Критериями оценки СЗХ являются потенциальный рост спроса, рентабельность производства, гибкость аппарата управления и ожидаемых рисков. Для управления (регулирования) деятельностью СЗХ на уровне регионального управления выделяются стратегические хозяйственные центры (СХЦ), являющиеся структурными единицами в органах регионального управления; авторами предлагается следующая структура управления (рис.1).


                                                                                                                   

СХЦ-1


      I4

                        

                                                               I3


Рис.1- Организационная структура и информационные потоки в системе стратегического управления агромаркетингом региона

Для выполнения основных функций в Центре регионального агромаркетинга создаются следующие подразделения:

§ Стратегический хозяйственный центр (СХЦ), выполняющий функции управления стратегическими зонами хозяйствования; эти СЗХ включают экономически и социально значимые для региона предприятия АПК.

§ Стратегический центр регулирования (СЦР), выполняющий функции регулирования деятельности предприятий с обычным уровнем экономико-социальной значимости для региона.

§ Отдел мониторинга отрасли и ресурсов, который выполняет функции анализа развития сельского хозяйства в регионе и республике, анализа мировых тенденций; на него также возложены функции комплексной оценки технического, организационного и финансового состояния предприятий, консалтинга.

             На рис.1 представлены информационные потоки в системе стратегического управления аграрным сектором региона; выделяются потоки I1- информация о состоянии отрасли области, I2-информация о конъюнктуре рынков ресурсов, I3-информация о состоянии предприятий, I-информация о состоянии отрасли в регионе, стране, мире. Создание Центра регионального агромаркетинга позволяет повысить эффективность управления аграрным сектором региона и результативность взаимодействия предприятий отрасли.

Система агромаркетинговой информации и принятия решений связывают четыре системы управленческих функций, обеспечивая их взаимосвязь и взаимозависимость. Возникла новая информационная концепция управления, технической и методологической основой которой является наличие нового инструмента работы руководителя, а также комплекс методов и моделей принятия решений [2]. В экономике Жамбылской области сельскому хозяйству принадлежит ведущая роль, ее доля в производстве валового регионального продукта в 2007 году составила  16,93 %. Начиная с 2001 года сформировалась положительная динамика сельскохозяйственного производства. Темпы прироста продукции составили: в 2006 году к 2007 году- 1,31, в 2008 году к 2007 году – 1,17; более поздние темпы прироста показаны в таблице 1.

Таблица 1 -  Производство продукции сельского хозяйства в Жамбылской области за 2006-2008 годы (млн.тенге)

     Наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления темпов  изменения объема продукции. Сопостав-ление цепных коэффициентов темпов роста объема продукции показывает, что высокими были  темпы  роста в 2004 году продукции растениеводства (1,142) и в 2004 году - продукции животноводства (1,213). По продукции сельского хозяйства в целом максимальный темп роста наблюдался в 2004 году. За 4 года темп роста в среднем составил 1,268. При рассмотрении сельскохозяйственных предприятий закономерности изменения темпов роста будут уточнены и обоснованы. Принято считать оптимальным следующее соотношение темповых показателей:           100%<Тс<Тг<Тр

 где Тс, Тг, Тр - соответственно темпы изменения авансированного в деятельность предприятия совокупного капитала,, объема реализации и прибыли. Неравенства, рассматриваемые слева направо, имеют очевидную экономическую интерпретацию. Приведенное соотношение можно условно назвать "золотым правилом экономики предприятия" (по аналогии с "золотым правилом механики"). В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями.

Эффективность управления агромаркетингом и качество принимаемых управленческих решений в области агробизнеса в значительной степени зависят от четкого функционирования системы маркетинговой информации. Информационная эра характеризуется преимущественным ростом сферы услуг, в первую очередь отраслей, занятых непосредственно обслуживанием потребителей, переработкой информации, предоставлением различных посреднических услуг. Ориентация на массовой спрос становится неэффективной; фирмы, стремящиеся выжить в этих условиях, должны всё в большей степени учитывать индивидуальные потребности покупателей. Массовые рынки уступают место множеству рынков с различными требованиями к товару. Для их обеспечения фирмы должны обладать гибким производством, иметь высокоразвитую маркетинговую службу, позволяющую работать на один или несколько сегментов рынка, найти свою рыночную нишу№ Для того, чтобы успешно конкурировать на современном рынке, уже недостаточно ориентироваться на сегодняшние потребности покупателей; необходимо знать, что они будут предпочитать завтра. В связи с этим маркетинговой информации принадлежит особая роль: для эффективной организации маркетинговой деятельности необходимо управлять е( будущим, а для управления будущим нужно управлять информацией.

         Помимо большого объема агромаркетинговую информацию отличает разноплановость и сложность. Принятие же управляющими агромаркетинга правильных решений зависит от выбора именно необходимой и полезной информаций, от качественного уровня её анализа.

         В конечном итоге всё сказанное определяет необходимость разработки системы агромаркетинговой информации, представляющей собой совокупность приемов и методов систематического, планомерного сбора, анализа и передачи информации, используемой в процессе принятия решений в области агромаркетинга. Эту систему можно также определить как совокупность процедур и методов, разработанных с целью создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной основе. Автор отдает предпочтение определению, данному крупным маркетологом современности Ф. Котлером: Система маркетинговой информации - это постоянно функционирующая система взаимодействия людей, оборудования, методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговой информации.

         В экономической литературе структура системы агромаркетиговой информации разработана только для предприятий. Автор предлагает логичную и практически значимую структуру системы региональной агромаркетинговой информации. Здесь в качестве объектов системы выделяются подсистемы информационного обеспечения государственного регулирования, сбора информации о состоянии отрасли и ресурсов в регионе, сбора внешней текущей агромаркетинговой информации, информационного обеспечения предпринимательской деятельности в регионе, сбора информации о состоянии стратегических зон хозяйствования и сельских территорий, агромаркетиговых исследований, информации о социальном положении населения региона, анализа агромаркетинговой информации.

         Государственное регулирование аграрного производства является одним из приоритетных направлений экономической политики. В этой связи приобретает решающую роль информация о поддержке доходов производителей, целевом воздействии на рынок продовольствия, компенсации издержек, содействии развитию рынка, и продовольственной инфраструктуры. Информационной основой государственного регулирования отрасли является государственная статистика и бухгалтерская отчетность.

         Подсистема сбора внешней текущей агромаркетинговой информации представляет собой комплекс источников, приемов и средств получения текущей информации о ситуации во внешней маркетинговой среде. Основными объектами информационного обеспечения выступают клиентурные рынки, конкуренты, поставщики, контактные аудитории, посредники и факторы макросреды агромаркетинга. Для принятия многих стратегических управленческих решений необработанной информации часто не хватает, поэтому управляющие маркетингом вынуждены воспользоваться услугами подсистемы агромаркетинговых исследований. Процесс агромаркетингового исследования представляет собой ряд последовательных действий, которые можно объединить в несколько этапов: определение проблемы и формирование целей исследования, предварительный анализ имеющейся информации, отбор источников информации, формирование плана агромаркетингового исследования, сбор информации, анализ собранной информации, представление отчета о полученных результатах. В процессе сбора информации исследователи могут воспользоваться различными способами её получения, в числе которых наблюдение, интервьюирование, эксперимент, анкетный сбор и др.

         Основной задачей подсистемы информационного обеспечения предпринимательской деятельности в АПК является внедрение международных стандартов учета, отчетности и статистики. Подсистема должна включать: сбор текущей коммерческой информации, внутреннюю отчетность, анализ коммерческой информации, проведение конъюнктурных исследований. В качестве субъектов подсистемы кроме предприятий должны выступать специализированные информационно-исследовательские фирмы, Министерство сельского хозяйства, соответствующие региональные органы управления АПК, информационно- исследовательские и учетно- аналитические центры разных форм собственности.

         Важнейшей стороной информационного обеспечения АПК должен стать мониторинг отрасли; анализ показал, что АПК имеет неадекватную современным условиям систему сбора, обработки и передачи информации. Практически отсутствует система показателей, которая отвечала бы требованиям регионального управления предприятиями, выполняющими социальные и экономические функции.

         Для эффективной информационной поддержке регионального АПК должно быть создано единое информационное пространство агропромышленного комплекса Казахстана [3]. Компьютерные комплексы министерств, управлений (департаментов) сельского хозяйства субъектов республики объединяются в рамках единого информационного пространства АПК посредством телекоммуникационной сети сельского хозяйства Казахстана. Значительным вкладом в развитие единого информационного пространства АПК Казахстана является разработка проекта поддержки аграрной реформы, предполагающего создание современного сельскохозяйственного рынка. Информационной основой такого рынка может стать телекоммуникационная сеть сельского хозяйства республики под названием Аграрная Казахстанская информационная система (АКИС). Сеть АКИС может обеспечить определенные служебные функции для МСХ РК, управлений сельского хозяйства и продовольствия субъектов республики и стать эффективным механизмом государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли. Сеть АКИС создается во всех областях РК, в административных центрах которых устанавливаются региональные сетевые узлы, соединяемые между собой выделенными телефонными каналами связи.

      Новому обществу должны соответствовать и новые принципы управления, основанные на современных достижениях информационных технологий. Исследование агромаркетинговой информационной системы развития хозяйственной деятельности региона позволяет определить эффективные направления оптимизации управления экономико-социальным потенциалом.

      Идея «устойчивого развития» рассматривается ее сторонниками в различных аспектах: в социально-экономическом, технологическом и экологическом (рис.2).  Устойчивость развития отражают не один,  а несколько индикаторов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности между собой. Следовательно, можно говорить о сумме индикаторов, отражающих эффективность функционирования элементов системы, которую они описывают. Эффективные индикаторы должны быть принимаемы не только узкими специалистами, но и представителями разных слоев структурированного социума; они должны быть обеспечены необходимой для анализа и оценки информацией.

Рис.2 – Критерии и показатели устойчивого

эффективного развития АПК

      Новое время требует новых подходов к решению экономики аграрных проблем страны и регионов. Именно с этой целью в Казахстане создаются мощные социально-предпринимательские корпорации. Для содействия инновационному развитию Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областей создана корпорация «Онтүстік». На первом этапе индустриально-инновационного развития в Жамбылской области реализовано 33 инвестпроекта на сумму 5,1 миллиарда тенге и создано 1542 новых рабочих места. Вторым этапом программы предусмотрено реализовать 24 инвестиционных проекта на сумму 240,8 миллиарда тенге и создать свыше 7000 новых рабочих мест. В области возможна реализация таких проектов, как совместный с «Казагро» проект плодоовощного кластера, проект по возрождению производства и переработки сахарной свеклы и строительство мясоперерабатывающего комплекса. В аграрном секторе будут внедряться ресурсосберегающие и, прежде всего влагосберегающие технологии [4]. Предусмотрено создание сети сервисно-заготовительных центров производства и реализации продукции без посредников. Область может выступить центром региональной дистрибуции путем организации торгово-логистического центра, развития оптовых продовольственных рынков и приграничного сотрудничества с Кыргызстаном, участия в развитии Республиканского торгово-экономического коридора «Великий Шелковый Путь» при рациональном использовании уникальных природных ресурсов и рекреационных ландшафтов.

 Литература:

1. Ю.А. Цыпкин, А.Н.  Люкшинов, Н.Д.  Эриашвили. Агромаркетинг и консалтинг.- М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Информационные технологии в маркетинге./ Под редакцией Г.А.Титоренко.- М.: ЮНИТИ, 2000.

3. Есполов  Т.И., Куватов   Р.Ю., Керимова  У.К. Повышение эффективности сельского хозяйства Казахстана в условиях его интеграции с внешними рынками.- Алматы, 2004 г.

4. Заурбек А.К., Вагапов Р.И., Мухамеджанов В.Н., Ибраева Н.А., Мустафаев Ж.С. Предложения к формированию национальной стратегии водообеспечения Республики Казахстан на долгосрочную перспективу. – Тараз, 2005.