Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ягудина Р.Р. Современное состояние и тенденции развития государственного и гарантированного госдолга УкраиныЦелью работы является изучение сущности государственного долга, природы его возникновения и путей разрешения проблем, связанных с выплатой государственного долга в периоды коренных изменений в хозяйственном механизме Украины.Анализ исследований и публикаций. Изучением государственного внутреннего долга занимались экономисты, а именно В. В. Бедь, Ю. М. Когут, О. П. Близнюк, Л. І . Лачкова., и др. Основные результаты исследования. Государственный долг – это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, который равняется сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных избытков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга государства. Внутренний государственный
долг – задолженность государства домохозяйствам и фирмам данной страны, которые
владеют ценными Государственный внутренний долг Украины складывается из трех частей: · ценных бумаг, выпущенных государством; · реструктурированной задолженности правительства перед НБУ; · гарантированного государством долга (гособлигаций, выпущенных в советское время) [2]. Внутренний долг Украины условно можно поделить на долговые обязательства двух видов: рыночные, которые существуют в форме государственных эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, которые возникли по итогам выполнения государственного бюджета, другие займы и обязательства. В Украине возник специфический государственный долг перед населением через несвоевременную выплату заработной платы, пенсий, стипендий, другие социальные программы и выплаты. 1.Задолженность перед юридическими лицами: сумма задолженности за внутренним займам. 2. Задолженность перед банковскими учреждениями, в том числе: а) перед Национальным банком Украины; б) по займам, полученным для финансирования дефицита бюджета текущего года; в) по займам, полученными для финансирования дефицита бюджета прошлых годов; г) по другим займами и обязательствам; д) по компенсационным выплатам населения в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха; е) по остатками вкладов населения, централизованным бывшим Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним) задолженность перед другими банками. 3. Задолженность сельскохозяйственных предприятий по долгосрочным и краткосрочным займам, отнесенная на государственный долг. 4. По суммам, направленным на индексацию оборотных средств государственных предприятий и организаций. 5. Другая внутренняя задолженность. 6. Задолженность перед физическими лицами по ценным бумагам и компенсациями по ним. Анализ литературы позволил выделить государственный и гарантированный госдолг Украины, который представлен в таблице 1. Таблица 1 Государственный и гарантированный госдолг Украины за последние 5 лет (тыс. грн.)
Абсолютные изменения государственного долга составляют 291159650,92 млрд. грн., абсолютные изменения внутреннего долга составляют 179198718,84 млрд. грн., абсолютные изменения гарантированного государственного долга достигло 14434731,05 млрд. грн., абсолютные изменения внутреннего долга составляют 103606525,78 млрд. грн. Выводы. Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляет Министерство финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставления гарантий от его имени осуществляет по его поручению Министерство финансов Украины. Граничные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год. Методами управления государственным внутренним долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды. Следовательно, чтобы предотвратить кризисные ситуации в сфере государственного кредита, необходимо совершенствовать систему управления государственным долгом на основе разработки кратко и долгосрочных стратегий управления портфелем обязательств страны. Целью стратегии государственных займов являются определение оптимальной структуры и объема государственного долга с целью снижения стоимости обслуживания ссуд и минимизации риска, который возникает при получении кредитов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||