Каталог статей

Шекшуев А. Ю.

Обеспечение инвестиционной безопасности при реализации национальных проектов

С 01 января 2006 года в Российской Федерации начата реализация четырех национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», целью которых является улучшение уровня жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных изменений в экономике и социальной сфере.

Разработка и реализация национальных проектов обусловлены ст. 7 Конституции Российской Федерации, определившей, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство – это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности [1].

Проводимые в настоящее время Правительством Российской Федерации реформы, включая работу по реализации национальных проектов, закладывают основы новой социальной политики, рассчитанной на десятилетия.

Внушительные  объемы денежных средств, выделяемых на  реализацию национальных проектов из бюджетов различных уровней, находящихся в обороте задействованных для этих целей хозяйствующих субъектов, не остались без внимания со стороны преступных групп, что создает угрозу безопасности деятельности задействованных инвестиционных организаций, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. По результатам предварительного мониторинга финансирования расходов, проведенного Счетной палатой Российской Федерации, в 2009 году выявлены финансовые нарушения на общую сумму около 40 млн. рублей, в том числе нецелевое расходование свыше 2 млн. рублей.

Рассмотрим более подробно криминальную ситуацию, сложившуюся  в сфере реализации национальных проектов на примере - «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Его основными задачами являются: улучшение обеспеченности населения жильем; повышение доступности приобретения или строительства жилья; улучшение качества жилищного фонда и условий проживания населения; повышение качества жилищного фонда и условий проживания населения; повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг; повышение уровня исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; значительное повышение активности развития строительных и банковских институтов в жилищной сфере.

Важное место в реализации проекта отводится инвестиционно-строительным компаниям, осуществляющим поиск финансовых средств для строительства, разработку проектной документации и строительство объекта.

Значение национального проекта заключается в том, что он непосредственно связан с демографической политикой государства. На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, состоявшегося в январе 2007 года, отмечалось, что одним из главных элементов демографической политики станет помощь молодым семьям в приобретении жилья. Кроме того, дефицит доступного жилья задевает интересы не только молодежи – в улучшении жилищных условий нуждаются миллионы граждан [2].

Проект включает в себя четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объетов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Национальный проект фактически начал реализовываться только с середины 2006 года. Это произошло «из-за организационных накладок, из-за того, что необходимые нормативные материалы долго готовились» [2].

Подведение итогов реализации данного национального проекта в 2006-2009 годах позволило сделать вывод, что отдельное комфортабельное жилье способна приобрести лишь малая часть населения (так называемые богатые), а с использованием ипотеки – верхний слой среднего класса. Для населения со средним уровнем доходов (на которые был ориентирован национальный проект) степень доступности жилья существенно уменьшалась, что объясняется резким увеличением цен на квартиры, произошедшим в последние три-четыре года.

На ценообразование в сфере жилья существенное влияние оказывают факторы, непосредственно связанные с коррупцией. К ним относятся: во-первых, непосредственная коррупция чиновников, создающих препятствия на различных этапах жилищного строительства; во-вторых, неэффективное использование средств, выделенных на реализацию национальных проектов, когда значительная их часть остается неосвоенной, что тормозит идею об обеспечении россиян жильем; в-третьих, незаконное распределение жилья и денежных средств, приводящие к тому, что жильем обеспечиваются лица, не имеющие для этого оснований.

 В целом, мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами, обеспечены необходимым бюджетным финансированием и инвестиционными средствами. При этом еще не до конца проработан механизм реализации национальных проектов. В частности, возникают проблемы в последовательности действий федерального центра и субъектов Российской Федерации по реализации национальных проектов.

Несмотря на то, что в последнее время децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня, некоторая несогласованность их действий негативно влияет на результаты реализации проектов.

Результаты работы правоохранительных органов Российской Федерации показали, что правовые акты, принятые  во многих регионах,  до сих пор содержат пробелы, которые не дают им заработать в полную силу.

При прогнозировании криминальной ситуации в России в ближайшие годы необходимо учитывать реализуемые национальные проекты, а также связанные с ними негативные социальные явления, поскольку они могут  выступать в роли криминогенных факторов, определяющих криминальную ситуацию в регионах.

Одной из неблагоприятных тенденций при реализации национальных проектов является возможный рост числа следующих видов преступлений: преступления против собственности (мошенничество, растрата или присвоение и др.); преступления в сфере экономической деятельности (уклонение от уплаты налогов, незаконная банковская деятельность, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности и др.); преступления против государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В современных условиях обеспечение реализации национальных проектов является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В 2009 году в результате деятельности органов внутренних дел по пресечению хищений и нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, возбуждено около 500 уголовных дел, размер причиненного ущерба по которым составил более 550 млн. рублей.

Для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации национальных проектов требуется проведение комплекса организационных мероприятий, в том числе:

– разработка механизмов, форм и методов взаимодействия органов внутренних дел с иными правоохранительными и контролирующими  органами как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

– повышение уровня информационно-аналитической работы органов внутренних дел в рассматриваемой сфере (в том числе создание информационного банка данных о предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности, вовлеченных в реализацию национальных проектов и получивших для этого из государственного и регионального  бюджетов денежные средства; систематическое проведение мониторинга проблем коррупции и иных злоупотреблений при реализации национальных проектов);

– осуществление специальных профилактических мероприятий по пресечению хищений и незаконного, нецелевого использования денежных средств, выделенных для реализации национальных проектов.

Одним из главных условий результативности работы органов внутренних дел по обеспечению реализации национальных проектов является надлежащая организация оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых в данной сфере.

Литература:

1. Комментарий к Конституции РФ под общ. Ред. Э.П. Григониса. СПб., 2009. С.19.

2. Застой не повторится // Российская газета. 2007. 24 янв.