Каталог статей |
Рогозян Ю.С. Система социального партнерства в УкраинеИзменения, происходящие в украинском обществе, имеют глубинный характер, они трансформируют все сферы общественной жизни, и, в первую очередь, его основу – социально-трудовые отношения. Изменения отношений собственности и власти, перестройка механизмов стратификации привели к глубокому расслоению населения, массовому расширению бедности. Более 90% населения Украины оказались за чертой бедности.В таких условиях обостряется противоречие между потребностью общества, в первую очередь, экономически активного населения, в наличии эффективных легитимных механизмов снятия социальной напряженности, разрешения конфликтов, и реально существующей практикой, ведущей к их эскалации. Такой системой может быть представлена система социального партнерства. Оно может возникнуть лишь в том случае, если стороны рассматривают друг друга в качестве желательных потенциальных или реальных партнеров и готовы к сотрудничеству на основе распределения полномочий и ответственности. Поскольку социальное партнерство основывается на принципах равноправия, доверия, социальной справедливости и взаимной ответственности сторон, оно может обеспечить решение социальных противоречий легитимным, цивилизованным путем. В процессе социально-партнерского взаимодействия происходит, во-первых, обмен мнениями; во-вторых, передача социально-значимой информации друг другу; в-третьих, достижение взаимопонимания между сторонами, нахождение общих точек соприкосновения. Утверждение механизма социального партнерства является общецивилизационной закономерностью, проявление которой зависит от конкретных условий каждой страны. Данный механизм начал формироваться около двухсот лет назад, а на Западе системы социального партнерства создавались в основном для разрешения экономических конфликтов в условиях относительной стабильности общественной системы. Взаимодействие основных субъектов трудовых отношений – работодателей и наемных работников сегодня в Украине характеризуется высоким уровнем социальной напряженности, конфликтности. В силу двойственности своих функций государство не в состоянии выступать объективным арбитром между основными сторонами системы социального партнерства, поскольку оно является собственником средств производства, и его интересы совпадают с интересами работодателей, и в то же время оно должно обеспечивать удовлетворение интересов наемных работников как гарант их социальной защиты. В современных условиях в силу объективных и субъективных причин профсоюзы во многом утрачивают свои позиции, сокращается численность их членов, увеличивается количество предприятий без профсоюзов. Освобождаемая профсоюзами ниша постепенно заполняется альтернативными формами рабочего представительства на предприятиях (договорные комиссии, например). Однако эти структуры слабы. Не найдена оптимальная организационная форма, позволяющая в полной мере удовлетворить потребности работников в социальной защите, обеспечить их участие в управлении предприятиям. Украина переживает глубокий системный кризис. В этой связи украинская модель социального партнерства должна учитывать как специфику переходного периода, так и социокультурные аспекты, национальный менталитет и др. Соответственно в таких условиях необходима активизация деятельности государства в регулировании социально-трудовых отношений. Ведь самоустранение государства от выполнения регулятивных функций не целесообразно. Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в украинском обществе сложились некоторые объективные и субъективные факторы, мешающие становлению, развитию и функционированию системы социального партнерства. В их числе: это недостаточность правовой базы системы социального партнерства, несформированность институтов гражданского общества, демократических принципов управления; низкий уровень социальной зрелости социальных групп, которая проявляется в недостаточном понимании общности коренных интересов своей социальной группы, как наемных работников, так и работодателей, в непонимании необходимости объединения, создания организационных структур, которые представляли и защищали бы их интересы (профсоюзы, переговорные комиссии, ассоциации промышленников и предпринимателей), а также незаинтересованность государства в реализации своих социальных функций, в частности, защиты интересов как наемных работников, так и работодателей. Учитывая специфику сложившейся ситуации, наиболее приемлемой для украинского трансформирующегося общества может быть модель, построенная на принципах трипартизма и многоуровнего сотрудничества при довольно активной роли государства, которая будет представлять равноправных партнеров, и включать в себя санкции в случае уклонения от выполнения принятых договоров.
Литература: 1. Грошилін Г. Нові функції i роль держави в регулюванні соціально-трудових відносин в Україні // Україна: аспекти праціі.– 1996.– №5.–С.33-39. 2. Сахань І.Я. Ситуація на ринку праці та в соціальному секторі економики України // Україна: аспекти праці. – 1999. – № 4, с.45. 3. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. – М., 2004. |