Каталог статей |
Воронина А.А., Должанский И.З. Особенности госрегулирования на рынке детского питания УкраиныРынок детского питания нашей страны отличается характерной спецификой, т.к. производство и реализация пищевых товаров для детей регламентируется законом. На сегодняшний день объем рынка детского питания составляет около 1,5 млн. тонн. При этом около 75% детского питания - импортная продукция, и лишь 25% - продукция отечественных производителей.По мнению специалистов, чтобы способствовать развитию производства детского питания в Украине, необходимо внести ряд изменений в законодательство и уравнять в правах отечественных производителей с импортерами. Предпочтение продавать импортную продукцию, связано с существующей неограниченной торговой надбавкой для иностранных производителей и соответственно ограничение на отчечественную. У зарубежных производителей Украина, конечно же, вызывает особый интерес – в стране с таким населением рынок детского питания является один из самых перспективных в Европе. На сегодня эксперты оценивают его объем в 60-70 млн. долл. И это с учетом того, что украинские дети едят минимум раза в 4 меньше детского питания, чем их одногодки в других странах. К примеру, украинский малыш съедает около 18 кг смесей в год, а финский – около 65 кг. Но при всей перспективности и привлекательности украинского рынка количество национальных производителей детского питания не растет, а напротив, сокращается. На сегодня их можно пересчитать буквально по пальцам. Отрасль испытывает большие трудности, и сегодня, как никогда нужна помощь со стороны государства. Возможностей у нашей страны производить здоровое питание для детей предостаточно. Немало способствует этому и наша бедность – украинские аграрии, не имея больших ресурсов для удобрения почв, вносят их в 4, а то и 10 раз меньше, чем их зарубежные коллеги. Таким образом, произведенная в Украине продукция может вполне считаться органической, мода на которую растет в цивилизованном мире. А при правильном подходе мы могли бы обеспечить потребности не только своих рынков, но и внешних. Но государство все же повысило требования к молочному сырью для производства детского питания. На сегодня госкомиссиями определены специальные сырьевые зоны, продукция из которых пригодна для производства детского питания. Их на сегодня в Украине около 100 и требования к ним очень жесткие. Эти территории определены только для молочного сырья. Фруктовое и овощное сырье никак не регулируется. По мнению специалистов, необходимо определить специальные зоны и по фруктово-овощному сырью, поскольку неопределенность усложняет работу предприятий. Таким образом, украинским компаниям проще купить фруктово-овощное пюре, (в том числе морковное), абрикосовое за границей, чем в Украине. Производители и эксперты говорят о несовершенстве Закона «О детском питании». В частности, им запрещается использование в детском питании пшеничной муки и крахмала. С крахмалом все понятно – чаще всего это ГМО-продукт. Также в Украине регламентирована одна аминокислота, в Европе – двадцать. В нашей стране выделяют всего 2 показателя по безопасности детских смесей, в странах ЕС - 22. А доля детского питания иностранного производства в Украине – это более половины всего рынка. Министерство агрополитики также инициирует разработку государственной целевой программы развития детского питания в Украине до 2020 года. По мнению специалистов ведомства, она должна включать расчеты потребности и объемов производства детского питания для украинского рынка, обеспечивать льготные условия работы для украинских предприятий, производящих эту продукцию, а также предусматривать механизмы привлечения инвестиций в отрасль и адаптацию украинского законодательства к европейским стандартам. В Украине были разработаны десятки целевых программ, например, только в 2004–2007 годах 307. При этом большинство из них так и не было реализовано. На сегодняшний день идей настолько много, что в конце года правительство наложило мораторий на разработку новых программ до завершения экономического кризиса. Таким образом, если государство, с одной стороны, не поддержит национальных производителей детского питания финансовыми влияниями и дотациями,отменит установленную систему ограничения рентабельности предприятий и торговой наценки на детские продукты а, с другой стороны, не обеспечит надлежащий контроль качества, причем импортируемых продуктов также, то о том каким станет национальным рынок детского питания остаёться догадываться. |