Каталог статей

Муратов А.С.

Проблемы гармоничного развития экономических систем

Подробно проблематики гармоничного развития экономических систем раскрыта автором в трехтомнике «Гармонизация организаций: теория и практика» [1-3], ниже изложим её основы.

На развитие экономических систем влияет огромное количество внутренних и внешних факторов, которые обуславливают индивидуальность того или иного объекта исследования. Кроме того, законы развития предприятий и законы развития территориальных образований существенно отличаются друг от друга. Гармоничность – это та характеристика, которая их связывает и находится в едином правововом и институциональном поле. Она же обязывает организовать взаимодействие географически объединенных экономических систем между собой по определённым правилам, предъявляет к такому взаимодействию согласованные требования.

Однако, следует отметить, что теория гармонии в экономике, теория гармонизации в управлении и гармонизационный подход в экономике и управлении экономическими системами находится на этапе становления, начальной стадии своего развития. В этом можно легко убедиться, взглянув в поисковые системы Интернет-ресурса.

В условиях, когда перед государством и бизнесом остро ставится задача обеспечить деловую и инвестиционную привлекательность отечественной экономики (на макро- и микроэкономическом уровне) проблема гармоничного развития экономических систем должна выйти из тени и стать доминантным направлением развития не только экономики, но и государства, и общества в целом.

1. Об актуальности теории гармонизации на этапе модернизации экономики.

Понятия «организация» и «гармонизация» (как действия) многозначны, в каком-то отношении, «перекрывают» друг друга. «Ключ» различий, по-нашему мнению, заключается в том, что организованность действий характеризуется через целенаправленность, целеустремленность, а гармоничность – через согласованность, согласие.

Гегелевский закон единства и борьбы противоположностей определяет границы разнообразия развития социально-экономических систем: «свобода предпринимательства» и «государственное регулирование», «централизм и демократизация управления» и т.д. При этом доминирование «крайности» не означает её окончательную победу (в борьбе). Это скорее сигнал неблагополучия, «болезни» конкретной системы требующий немедленного вмешательства, ликвидации образовавшейся асимметрии, достижения определенного баланса противоположностей.

Обратимся к недалёкому прошлому. Десятилетия наша страна (как и весь социалистический лагерь) находилась во враждебном окружении и перед ней стояла стратегическая задача – выжить и победить. Образ врага, опасность мобилизуют население, появляется ясность цели, единства интересов, целеустремленность. В таких условиях актуальна теория организации, как наука о целенаправленности действий. Но ситуация изменилась, меняются и стратегические установки (табл.1).

Таблица 1 - Актуализация теории гармонизации

Стратегия

функционирования

Характер цели

Характер

интересов

Характер

действий

Актуальность науки

Самосохранение, выживание

Ясность цели

Единство

интересов

Целеустрем-ленность, организован-ность

Теория

организации

Рост, развитие

Множество направлений

и целей

Разнообразие интересов

Согласованность, гармоничность

Теория гармонизации

Перед страной стоит задача модернизации экономики, её рост, развитие. В таких условиях «обнаруживается» множество направлений и целей, разнообразие интересов, которые необходимо согласовывать, гармонизировать, обосновывая единую стратегию развития.

«Автоматизм» в мобилизации населения, как при наличии врага, пропадает. По содержанию стратегия «Развитие» становится намного более сложной, чем стратегия «Самосохранение». Именно это обстоятельство позволяет утверждать, что на этапе модернизации экономики и экономических отношений до момента выработки единой целевой установки теория гармонизации становится первичной, доминирующей по отношению к теории организации.

Если вернёмся к основному закону диалектики, закону единства и борьбы противоположностей, то можно убедиться, что в условиях модернизации экономики страны альтернативы развитию гармонизационной парадигмы (т.е. теории гармонии в экономике и теории гармонизации в управлении) нет (рис.1).


Рисунок 1. Актуальность гармонизационной парадигмы в условиях модернизации экономики

Модернизация экономики страны предполагает модернизацию экономических и управленческих отношений. Но они основываться на «диалектике борьбы» не могут (рис.1). «Диалектика единства» предполагает согласование, гармонизацию интересов, целей, действий и т.д., но общепризнанная теория не сложилась. В основе созидания лежит гармонизационная парадигма диалектики, развитие теории гармонии в экономике, теории гармонизации в упрвалении и гармонизационного подхода к экономике и управлению экономическими системами, в том числе промышленными предприятиями и комплексами. Только она, с нашей точки зрения, может стать основой модернизации экономических и управленческих отношений.

Тормозит развитие гармонизационной парадигмы диалектики, по-нашему мнению, сложившееся отношение к гармонии, как к эстетической категории, подобной красоте, хотя на самом деле она выполняет социальную, экологическую, экономическую и управленческую функции

2. Первопричинность гармонизации по отношению к важнейшим экономическим категориям.

В новейшем словаре иностранных слов приводятся следующие интересующие нас определения [4]:

гармония – (др.греч. связь, созвучие, соразмерность) стройная соразмерность частей одного целого; согласованное слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; в др.греч. философии - организованность космоса (противопол. - хаос); в архитектуре и изобразительном искусстве – согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения, характеристика прекрасного; согласие, единодушие;

гармоничный – соразмерный; стройный; согласованный; пропорционально сложенный;

гармонизация – сочинение аккордного сопровождения к мелодии; само это сопровождение;

гармонизировать – присочинить к мелодии аккордные построения, согласно правилам гармонии;

система – (др.греч. соединенное в одно целое из многих частей); множество закономерно соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность, единство.

Из приведенных определений следует что понятие «гармония» шире, чем понятие «система». Более того, «согласованное слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое» свидетельствует о системо-образующей роли гармонии.

Гармония начинается с «созвучия», «соразмерности», а следовательно -«совместимости» элементов, которые затем «закономерно» объединяются в единое целое. Образовать единую целостность (т.е. систему) без «созвучия» и «соразмерности» входящих в неё элементов, по-нашему мнению, не представляется возможным. Следовательно, «гармонизация» как экономико-управленческая категория несёт на себе нагрузку системообразования.

Введем авторские определения следующим экономико-управленческим категориям:

Гармония – соразмерность, согласованность частей целого, согласие;

Гармоничный – соразмерный, согласованный, пропорциональный, преисполненный гармонии (как свойство);

Гармоничность – степень достижения гармонии (её количественная оценка);

Гармонизация – согласование частей целого, приведение их в состояние гармонии или гармоничности;

Гармонизационный – основанный на гармонизации (например, гармонизационный подход);

Гармонизированный – согласованный, соразмерный, пропорциональный (как результат действий).

Согласованность - это внутреннее состояние объекта, часто не видимое глазу. Пропорциональность – внешнее проявление согласованности, одна из количественных оценок гармонии и гармонизации. Гармонизация предполагает действия, направленные на: а) устранение дисгармоний; б) согласование противоречий, противоположностей, разнонаправленных интересов; в) постоянное улучшение свойств объекта, приведение их в соответствие (согласие) с изменяющимися требованиями и условиями.

Сколько людей, столько и представлений о гармонии, она субъективна, идеалистична и относительно статична. Стремление же к гармонии свойственно человеку естественным образом. Гармонизация объективна, реалистична и динамична. Гармония – цель, гармонизация – средство достижения цели. Закон гармонии – закон о состоянии объекта исследования (статики), закон гармонизации – закон об изменении объекта исследования (динамики). Законы гармонии и гармонизации действуют в единстве.


Рисунок 2 Взаимосвязь гармонизации, качества, эффективности и результативности.

Объектами гармонизации являются: явления, процессы, структуры, свойства, ценности, интересы, цели и др.. Средство гармонизации – действия, которые сами по себе тоже являются объектом гармонизации. В результате гармонизации свойств порождается качество, процессов и структур - эффективность, интересов и целей – результативность. Гармонизация проявляется и как условие, и как приоритет, и как мера (рис. 2). Гармонизация – причина, а эффективность, качество, результативность – её следствия, характеризующие её с разных сторон. В то же время, перечисленные экономико-управленческие категории выступают в роли количественных оценок, показателей, характеризующих степень гармонизации.

Этим самым устанавливается обратная связь между эффективностью, качеством, результативностью и гармонией.

3. Гармонизация мегатрендов мирового развития экономики и общества, экономических законов и законов организации.

В английской классической политической экономии и экономике мейнстрима преобладала точка зрения, что законы экономической науки подобны законам механике, везде действует один свод законов [5]. Действительность показала, что законы социальных систем сложнее законов механики. Трудность заключается в их правильной идентификации.

Не углубляясь в содержание законов, отметим, что в большинстве своём формулировки законов авторские и количество законов в приведённой ниже совокупности законов (табл. 2) может меняться.

Таблица 2 - Совокупность «классических» экономических законов и законов организации

Законы экономики

Законы организации

- закон возрастающих вмененных издержек;

- закон предложения;

- закон спроса;

- закон убывающей отдачи;

- закон убывающей предельной полезности;

- закон экономии времени и т.д.

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

- закон информированности-упорядоченности;

- закон композиции - пропорциональности (гармонии);

- закон единства анализа и синтеза и т.д.

В данной таблице перечислены наиболее часто упоминаемые в экономической теории и теории организации законы, назовём их «классическими». (Речь идёт об объективных законах, субъективные законы отнесём к принципам или правилам. Закон – это объективная, существенная связь событий, процессов, явлений).

Первое, что бросается в глаза – это отсутствие общей зоны или области взаимопроникновения законов экономики и законов организации, несмотря на то, что объект исследования у них общий. Явная дисгармония очевидна: дивергенция – 100%, конвергенция – 0%. «Частное» в экономической теории и теории организации превалирует над «общим».

Второй важный момент – прервана преемственность законов экономики и законов организации с общепризнанными законами других областей знаний: гегелевскими законами развития, дарвинским законом эволюции, менделевским законом наследственности и другими. Нет упоминания о том, что в зависимости от изменения внешней и внутренней среды стратегия может меняться, так в условиях выживания (действия закона самосохранения) приоритетным может быть закон синергии, а в условиях развития,  например, – закон  композиции - пропорциональности.

Третий момент, на который необходимо обратить внимание – это то, что закон гармонии трактуется только с позиций «композиции и пропорциональности», т.е., «гармонии в устройстве» по К. Адамецки. «Гармония действий» и «духовная гармония» игнорируются [6]. Отметим, что это – беспрецедентный случай в науке: за последние сто лет в теории гармонии наблюдаются не просто застой, а серьёзный откат от завоёванных позиций, деградация научного направления.

Успех модернизации экономики страны и отдельных организаций во многом зависит от того, насколько реальные шаги в этом направлении согласованны с объективными законами экономической теории (законами экономики) и законами теории организации (законами организации) или, по крайней мере, не противоречат им. Однако существует реальная опасность того, что консерватизм общепризнанных мнений (в том числе, в отношении законов) будет тормозить модернизационные процессы. «Классические» представления о системах законов экономики и организации, по-нашему мнению, перестали соответствовать требованиям времени и сами нуждаются в модернизации. Синергетическая парадигма функционирования и развития организации перестала играть роль панацеи, актуализируется гармонизационная парадигма диалектики, гармонизационный подход к экономике и управлению экономическими системами. «Любой отказ от диалектики, – как пишет академик Л.И. Абалкин, – равноценен потере научного подхода и ведёт к сползанию в стереотипы массового сознания» [7, с. 144].

Далее, на наш взгляд, необходимо дать оценку согласованности экономических законов и законов организации с мировыми трендами развития экономики и общества.

4. Мировые тренды развития экономики и парадигма организации.

Академик Л.И.Абалкин выделил три мегатренда развития мировой экономики и общества:

1) самоценность человеческой личности;

2) преодоление отчужденности людей друг от друга, социализация общественной жизни;

3) воздействие цивилизационных особенностей на развитие каждой страны [7].

Если опуститься с макроэкономического уровня на микроэкономический, то самоценности человеческой личности будет соответствовать гуманистическое направление в экономике и менеджменте. Формула «гуманизма» - «производство для человека, а не человек для производства».

В соответствие второму мегатренду следует поставить «кооперирование» людей в быту и на производстве.

Цивилизационные особенности задают и субъектам, и объектам экономических отношений такие характеристики и свойства, которые отражают национальные, географические, религиозные и иные индивидуальные качества. Категория «качество» носит всеобъемлющий характер и по горизонтальным, и по вертикальным связям и определяет «лицо» каждого предприятия и территориального объединения.

Логично вытекает, что «закон гуманизма», «закон кооперирования» и «закон качества» должны принадлежать и системе экономических законов,  и системе законов организации, чего на самом деле не наблюдается (рис.3).

                                                          


 а) действительное состояние                             б) желаемое состояние

Рис.3 Действительное и желаемое состояние взаимодействия трендов мирового развития человечества и общества (1), законов экономики (2) и законов организации (3)

В действительности тренды мирового развития человечества и общества, законы экономики и законы организации не имеют общих точек пересечения, областей или сфер взаимопроникновения. Такое состояние следует охарактеризовать как противоестественное. Категории «гуманизм», «кооперирование» и «качество» в экономическом отношении представляют собой общечеловеческие ценности.

Требуется гармонизация законов экономики и законов организации с мегатрендами мирового развития экономики и общества (рис.6). При этом возникают гармонизированные области «4», «5» и «6». Но наибольший интерес представляет собой область «7», характеризующаяся триединством (1), (2) и (3), т.е. по содержанию это область представляет собой совокупность законов гуманизма, кооперирования и качества.

В нашем представлении промышленное предприятие, любая экономическая система в своём функционировании и развитии должны руководствоваться упомянутыми выше законами, которые в совокупности образуют парадигму организации.

Странно, но факт, образы идеального государства и общества наукой  разработаны, часто их называют утопиями. Образ идеальной организации, парадигма организации нам не известна. Считаем что, такие категории как «гуманизм»,  «кооперирование» и «качество» составляют её основу.

Парадигма организации во многом должна определять её миссию, стратегию, тактику и оперативные действия её членов, при этом «общее» гармонично будет сливаться с «частным».

Имеет ли сказанное выше кроме теоретического и прикладное значение?

Ответ положительный. Дело в том, что проблематика качества в своем развитии проходит определенные ступени: качество продукции, качество исходных материалов, качество труда, качество технологий, качество управления и т.д. Венчает её – «качество жизни». И на этом уровне, как экономическая категория, оно включает в себя и кооперирование и гуманизм. Действительно, привлекательность предприятия зависит от гуманизма его владельцев и топ-менеджеров, успешности кооперирования, а индикатором  привлекательности является качество жизни работников.

Как сквозной показатель «качество жизни» пронизывает все уровни управления экономикой. Но не на всех уровнях ему уделяется должное внимание.  Техника расчета этого показателя довольно сложна. Сложность наносит ущерб его точности и оперативности. Поэтому в прикладных целях показатель «качество жизни» допустимо заменять показателем «уровень жизни».

Значимость этого показателя для мобилизации, сплочения людей на определенный результат можно продемонстрировать на примере Японии. Там, начиная с 1956 года по 1996 год общенациональными планами социально-экономического развития предусматривалось и «повышение уровня жизни» и «улучшение качества жизни». Эти планы носили индикативный характер. «Пять из них по показателям роста были значительно превзойдены, а четыре практически выполнены» [8, с.99]. Результат общеизвестен, Япония стала мировым лидером и в области качества, и по уровню жизни.

Резонно возникает вопрос: «Нужна ли стране иная национальная идея?», но он явно выходит за рамки проблем, обозначенных в названии статьи.

Вернемся к парадигме организации.

Можно утверждать, что если показатель «уровень жизни» не просматривается при выполнении работниками сменно-суточных заданий, такое предприятия функционирует вне законов организации, вне законов экономики. Следовательно, гармоничность развития такого предприятия будет находиться под большим вопросом. Как было сказано выше, парадигма организации – это область гармонизации, триединства мегатрендов мирового развития законов экономики и законов организации. Однако сама система законов организации требует модернизации.

5. Формирование системы законов организации на основе гармонизационного подхода

Не претендуя на законченность и совершенство, предлагаем Вашему вниманию авторскую систему законов организации (табл.3), свободную от выше отмеченных недостатков, сформированную на основе гармонизацион-ного подхода.

Таблица 3 - Авторская система законов организации

№ п.п.

Группы законов

Наименование законов

Формулировки законов

1.

Предназначения

Самореализации

Каждая организация стремится к максимальному самовыражению.

Иерархичности

Цели высшего порядка приоритетны по отношению к целям низшего уровня.


2.

Целенаправленности

Планомерности

Наличие целей обуславливает планомерность деятельности организаций.

Стихийности

Неопределенность и вероятностный характер информации обуславливает стихийность деятельности организации.



3.

Функционирования

Самосохранения

Любая организация приоритетно стремиться к самосохранению.

Роста

Самореализация организации стимулирует увеличение структуры и масштабов деятельности.


4.

Развития

Онтогенеза

Развитие организации циклично: за подъемом следует спад и конечно во времени.

Оогенеза

Любая организация содержит признаки наследования прошлого опыта, основу будущего.

5.

Совместимости

Синергии

Свойства организации больше суммы свойств, её составляющих.

Эмерджентности

Свойства организации могут изменяться под воздействием экзогенных факторов (внешней среды).


6.

Формы

Композиции

Сложность пространственной структуры организации зависит от количества частей, в неё входящих.

Пропорциональности

Сочетание параллельности и последовательности связей частей обеспечивает пропорциональность организации.


7.

Содержания

Соответствия

Свойства организации соответствуют качеству её частей и их взаимосвязей.

Информированности

Качество организации зависит от степени её информированности о внешней и внутренней среде.


8.

Познания

Анализа

Детализация, выделение отдельных элементов и факторов позволяет понять и оценить суть объекта исследования.

Синтеза

Соединение отдельных элементов и факторов позволяет понять их взаимодействие и оценить целостность объекта исследования.


9.

Взаимодействия

Специализации (дивергенции)

Самореализация организаций стимулирует их особенности и многообразие.

Кооперирования (конвергенции)

Синергизм многообразия организаций проявляется при их кооперировании.


10.

Социальности

Гуманизма

Человек – конечная цель организации.

Технократизма

Человек – средство, ресурс организации.



11.

Изменчивости

Количества

Количественные изменения обладают коммулятивными свойствами.

Качества

Коммулятивность количественных изменений приводит к образованию нового качества.



12.

Состояния

Гармонии

(статики)

Любая организация стремится к гармонии целей, действий и устройства частей.

Гармонизации (динамики)

Для достижения гармонии противоречивые процессы и явления должны находиться в равновесном состоянии.

В этой системе законов организации нашли отражение законы единства и борьбы противоположностей и перехода количественных изменений в новое качество Гегеля, закон наследственности Менделя, закон цикличности развития Кондратьева, закон планомерности функционирования Богданова и т.д. Закон гармонии характеризует состояние объекта исследования в статике, закон гармонизации – в динамике.

В целом двенадцать групп бинарных законов характеризуют двадцать четыре свойства организации. К сожалению, на данный момент времени не удалось показать универсальность и значимость закона качества, но это дело поправимое. Обделена вниманием и проблема устойчивого развития экономических систем.

6. Устойчивость и (или) гармоничность экономического развития экономических систем

Развитие экономики страны, региона или предприятия наиболее часто характеризуется как «инновационное»,  «устойчивое», «ускоренное» и др. Понятие «гармоничное развитие» экономики предприятия используется крайне редко, хотя оно не отрицает ни инновационности, ни устойчивости, ни ускоренности.

По-нашему мнению, очевидным фактом является недооценка научным сообществом категорий «гармония», «гармоничный», «гармонизация» в экономике и управлении предприятиями. Об этом можно судить, хотя бы потому, что экономическое развитие, которому присущи признаки и социализма, и капитализма в публикациях называют либо «смешанным», либо «конвергентным». Первое характеризует потерю определенности, бесформенность, второе – сближение, схождение признаков социализма и капитализма. Однако конвергентность не предполагает их взаимного проникновения и реально существующей проблемы выбора лучшего. Считаем, что наиболее удачным третий путь развития экономики будет характеризоваться как гармоничное развитие. Как было отмечено ранее, понятие «гармония» многозначно. Часто оно используется в области эстетики, подобно красоте, а эстетика у экономистов и менеджеров в процессе профессиональной деятельности особой популярностью не пользуется. Закон гармонии в теории организации трактуется, с нашей точки зрения, однобоко, только с позиций «композиции и пропорциональности», которые присущи средствам производства. Интересы, действия, нравственность, институциализм и т.д. законом, а следовательно, и теорией гармонии не рассматриваются! (?). Гармонии в быту и на производстве не заметны,  привычны, бросаются в глаза и являются активаторами действий дисгармонии. Всё это привело к тому, что к «гармонии», «гармоничности» и «гармонизации» экономисты и менеджеры стали относиться, как к чему-то второстепенному. Очень характерно такое состояние выразилось по отношению к экономическому развитию экономических систем в частности. Термин «устойчивое развитие» экономики широко и прочно укоренился в научных статьях и публицистике.

Википедия дает следующее определение: «Устойчивое развитие (англ. sistainable development) – процесс изменения, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развития личности и институциональные изменения связаны друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений» [9].

Видим, что во многом речь идет об обеспечении качества жизни людей на основе органичного соединения основных факторов производства.

Довольно часто отмечается неточность русского перевода иностранного выражения. Трудно не заметить его алогичность: «устойчивость» предполагает равновесие, а «развитие» возможно только при условии выхода системы из равновесного состояния.

Далее, разработана «Триединая концепция устойчивого развития» [9], основанная на гармонизации трех частей, составляющих единое целое, триединстве экономической, социальной и экологической составляющих (рис.4).

     Логично напрашивается следующая дефиниция: количественные изменения в эволюции концепции устойчивого развития экономики привели к проявлению нового качества – концепции гармоничного развития экономики.

Считаем, что данный факт следует признать свершившимся. Он ещё раз подтверждает, что категории: «гармония», «гармоничность», «гармонизация», помимо эстетической, несут экономическую, социальную и экологическую нагрузки, которые и являются их основными функциями. Это свидетельствует о необходимости развития гармонизационной парадигмы в  управлении экономическими системами.

Рисунок 4 Проблематика и содержание концепции устойчивого развития

Дефиниция: развитие экономических систем можно считать гармоничным, если оно опирается на общечеловеческие ценности, подчинено законам экономики и законам организации и ориентировано на улучшение качества жизни людей.

Выводы:

1. Развитие предприятий и развитие территориальных образований имеют свои особенности. «Гармоничность» - это та характеристика, которая их объединяет.

2. В условиях модернизации экономики и экономических отношений разнообразие и разнонаправленность интересов, целей, ценостных установок обуславливают доминирование «гармонизации» над «организацией» на определенным этапе. Следует отметить позитивный заряд гармонизации: организовать преступные действия можно, а гармонизировать – нет.

3. Параллельно синергетической парадигме системного подхода следует развивать гармонизационную парадигму диалектики. Дуализм явлений, процессов и т.д. объективен и игнорирование этого факта наносит, с нашей точки зрения, ущерб научным разработкам, тормозит развитие научной мысли, искажает реальное восприятие бытия.

4. Гармонизация выполняет функцию системообразования, она первична по отношению к важнейшим экономическим категориям: «эффективность», «качество», «результативность», которые характеризуют её с разных сторон. Гармонизация – причина, эффективность, качество, результативность – следствия.

5. Системы «классических» законов экономики и законов организации дивергентны по отношению друг к другу, хотя объекты их исследования на уровне микроэкономики во многом схожи. Кроме того, они не отражают мегатрендов развития мировой экономики и общества, а следовательно, нуждаются в модернизации.

6. Разработана авторская система законов организации, основанная на гармонизационном подходе и свободная от недостатков «классической» системы.

7. Разработана парадигма организации, представляющая собой область (сферу) триединства законов экономики, законов организации и мегатрендов мирового развития экономики и общества (закон гуманизма, закон качества и закон кооперирования). «Столбовым хребтом» парадигмы организации является «качество (уровень) жизни» работников и заинтересованных лиц.

8. Выдвинута гипотеза о том, что количественные изменения в эволюции концепции устойчивого развития экономики привели к проявлению нового качества – концепции гармоничного развития экономики.

9. Категории «гармония», «гармоничность», «гармонизация» помимо эстетической несут экономическую, социальную и экологическую нагрузку, что обуславливает необходимость развития гармонизационной парадигмы в управлении экономическими системами.

Литература:

  1. Муратов А.С. Гармонизация организаций: теория и практика. Часть 1. Естественно-научный, философский и экономический подходы к гармонии и гармонизации./ [Текст] / А.С. Муратов, - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2009. – 326с.
  2. Муратов А.С. Гармонизация организаций: теория и практика. Часть 2. Теория организации, управление и менеджмент о гармониях и гармонизации./ [Текст] / А.С. Муратов, - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2009. – 439с.
  3. Муратов А.С. Гармонизация организаций: теория и практика. Часть 3. Контроллинг: моделирование, актуализация теории гармонизации./ [Текст] / А.С. Муратов, - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2009. – 332с.
  4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2003. – 976с.
  5. Эллман М. О вкладе исследовательских работ по советской экономике в экономическую экономику мейнстрима./ Вопросы экономики, 2010, №3.-с.39-55.
  6. Адамецки К. О науке организации. – М.: Экономика, 1972.-191с.
  7. Абалкин Л.И. Возрождение в политическую экономию. / Эко, 2009, №1. – с.144.
  8. Кочкаров Р.А. Стратегическое планирование и прогнозирование. / Вестник финансовой академии, 2006, №4. – с.97-109.
  9. www.ru.wikipedia.org /wiki/Устойчивое развитие