главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика (Ищенко Е.П.)

Расследование других преступлений, совершаемых должностными лицами

В процессе расследования этих преступлений надлежит установить: 1) характер незаконных служебных действий должностного лица и их содержание; 2) характер общественно опасных последствий, вызванных этими действиями. Уголовная ответственность может наступить только тогда, когда незаконные служебные действия (бездействие) должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, повлекли причинение существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам граждан.

Понятие существенного вреда определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела: размера ущерба, характера вреда, обстановки, места и времени его причинения. Существенный ущерб может выражаться в материальном ущербе как в форме прямой потери имущества, так и в форме упущенной выгоды или неполученных доходов, которые могли быть получены.

Наиболее характерные формы злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушение финансовой дисциплины или штатного расписания (например, неплановое расходование денежных средств, завышение объема выполненной работы с выдачей излишней зарплаты, нарушение порядка ее начисления и выплаты, временное заимствование денежных сумм из государственной кассы для личных нужд и т.д.); нарушение правил торговли (продажа в кредит товаров там, где это не разрешено); запутывание отчетности с целью обмана контролирующих органов; нарушение устава соответствующих организаций, например незаконное предоставление частным лицам или организациям земельных участков; неоднократное умышленное, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности невыполнение заданий по поставкам продукции. Тяжкими последствиями такого злоупотребления могут быть признаны дезорганизация работы учреждения, срыв срока запуска партии продукции в производство и др.

Превышение должностных полномочий может выражаться в таких формах, как осуществление действий, на которые имеют право только вышестоящие должностные лица, совершение действий, которые можно выполнять лишь при наличии определенных условий или обстоятельств, отсутствующих в данном случае (например, применение оружия с нарушением действующих правил и др.), единоличные действия должностного лица, которые должны осуществляться только коллегиально.

Для халатности наиболее типично небрежное отношение к приему, хранению и отпуску материальных ценностей, повлекшее их недостачу, преступно-небрежное отношение к вверенному должностному лицу имуществу, повлекшее его хищение или порчу, плохой контроль и учет расходования материальных ценностей, приведшие к их хищению или недостаче, и т.д.

Служебный подлог состоит в подделке, подчистке или пометке другим числом документа, внесение в него из корыстных или иных личных побуждений заведомо ложных сведений, а также в составлении и выдаче заведомо ложных документов или внесении в книги заведомо ложных сведений.

Собирая данные, характеризующие должностное лицо, следует выяснить характер его служебной деятельности, деловые качества, допущенные нарушения, полученные взыскания и поощрения. Эти сведения можно почерпнуть из материалов личного дела, служебных документов, а также из свидетельских показаний его сослуживцев, в том числе и начальников.

Мотивы совершения рассматриваемых преступлений заключаются в корыстной или иной личной заинтересованности, в стремлении посредством тех или иных незаконных действий получить для себя определенную материальную выгоду или в реализации желания оказать за счет государственной или общественной организации кому-либо неправомерную услугу или содействие, имея в виду при этом свои личные интересы. Иногда мотивом преступления выступает стремление скрыть имеющиеся в работе недостатки или создать видимость хорошего состояния дел, ложно понятые интересы служебной необходимости.

Уголовные дела этой категории чаще всего возбуждаются по материалам ревизий, ведомственных и аудиторских проверок, по заявлениям и письмам граждан, сообщениям СМИ. В ряде случаев признаки рассматриваемых преступлений обнаруживаются непосредственно органом дознания, следователем, прокурором или судом в ходе расследования или судебного разбирательства других преступлений. Нередко из содержания первичных материалов прямо усматриваются признаки преступления и решение вопроса о возбуждении уголовного дела трудностей не вызывает. Если же имеющихся данных недостаточно для установления факта преступления, необходима предварительная проверка, целью которой представляется получение информации, свидетельствующей о наличии или отсутствии признаков преступления.

В любом случае в материалах, дающих основание для возбуждения дела, должны содержаться конкретные сведения: 1) о характере существенного вреда и обстоятельствах его причинения; 2) о служебных действиях или бездействии должностного лица, которые вызвали причинение этого вреда.

По делам рассматриваемой категории обычно уже к моменту возбуждения дела имеются достаточные данные для выдвижения версий. Типичные версии могут быть такие: о характере и размере ущерба, причиненного преступлением, о причинной связи между действиями или бездействием должностного лица и наступившими вредными последствиями, о роли отдельных должностных лиц в совершенном преступлении, о форме их вины и мотивах, которыми они руководствовались, о возможной связи субъектов должностных преступлений с организованными криминальными структурами.

Наиболее характерные первоначальные следственные действия по подобным делам – осмотр и выемка документов; осмотр места происшествия; осмотр и выемка образцов продукции и материалов (о порче, ненадлежащем, хранении и незаконной реализации которых ведется расследование); допросы свидетелей и подозреваемых.

Осмотр и выемка документов

Осмотр и выемка документов. В связи с тем что предмет исследования по рассматриваемому виду преступлений составляет должностная деятельности того или иного должностного лица, определенные сведения о ней (его компетенции и служебных полномочиях, конкретных финансово-хозяйственных операциях, участником которых он являлся, и т.д.) можно получить путем изучения конкретных документов.

Большое значение имеет изучение документов, содержащих резолюции, пометки, подписи подозреваемых, ибо они показывают их непосредственное отношение к действиям, отраженным в документах.

Так как нередко факты злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий и халатности носят систематический характер, при обнаружении в каком-либо документе данных, свидетельствующих о преступной деятельности должностного лица, не следует ограничиваться только этим документом, а следует проверить и другие аналогичные документы. При изучении документов следователю нужно пользоваться помощью специалистов-ревизоров, инспекторов.

Поскольку по рассматриваемой категории преступлений предъявление обвинения осуществляется, как правило, к концу расследования и обвиняемые, находясь на свободе, нередко стараются скрыть или уничтожить уличающие их документы, выемка и осмотр документов должны осуществляться немедленно после возбуждения уголовного дела.

В ряде случаев, если существенный ущерб выражается в порче имущества или продукции, незавершении строительства, обвале строения и т.д., то производится осмотр места происшествия с обязательным фотографированием обстановки, составлением ее планов или схем. Приобщение к протоколу осмотра фотоснимков с большей наглядностью будет показывать последствия преступных действий или бездействия должностного лица.

При осмотре испорченного имущества нужно установить его количество, характер и степень порчи, места и условия хранения этого имущества. В процессе такого осмотра может быть определена непригодность помещений для хранения, нарушение правил хранения и перевозки имущества и т.д.

Иногда возникает необходимость в выемке образцов продукции или материалов, которые из-за злоупотребления служебным положением, превышения власти или служебных полномочий или халатности должностного лица пришли в негодность, подверглись порче и т.д. Впоследствии эти образцы могут стать предметом экспертного исследования.

Для того чтобы установить и проверить все детали расследуемого события, допрашиваются свидетели. Ими по делам данной категории становятся лица, сообщившие о незаконных действиях или бездействии должностного лица. Обычно это ревизоры, представители администрации, рабочие и служащие организации, в которой совершено преступление.

Если уголовное дело возбуждается по материалам ревизий, одним из первоначальных следственных действий представляется допрос ревизора, в процессе которого выясняются все обстоятельства преступления, обнаруженные ревизией, уточняются выводы ревизора и основания, на которые он ссылается.

При допросе сослуживцев подозреваемого устанавливается круг его действительных обязанностей и конкретные действия, повлекшие причинение существенного ущерба, его деловые качества, характер взаимоотношений с руководством и сослуживцами, обстоятельства, которые могли благоприятствовать наступлению вредных последствий, и др.

Допрос подозреваемого

Допрос подозреваемого. Нередко уже из первичных материалов видно, что существенный вред был причинен вследствие тех или иных незаконных действий или бездействия должностного лица. В этом случае допрос подозреваемого производится немедленно после возбуждения уголовного дела. В ходе допроса проясняются все конкретные обстоятельства совершения им определенных действий или бездействия, приведших к причинению существенного ущерба, определяется круг его служебных обязанностей, условия работы и т.д. Подлежат фиксации в протоколе допроса и тщательной проверке все объяснения должностного лица.

Из числа последующих следственных действий наиболее важное значение имеет назначение экспертиз. При расследовании рассматриваемых должностных преступлений нередко назначаются судебно-бухгалтерская, судебно-экономическая, товароведческая, техническая и криминалистическая экспертизы. Судебно-бухгалтерская экспертиза применяется с целью проверки финансово-хозяйственных операций предприятия или учреждения, зафиксированных в соответствующих учетных данных. Судебно-экономическая экспертиза решает вопросы, относящиеся к хозяйственной деятельности должностного лица. Судебно-товароведческая экспертиза позволяет получить ответы на вопросы о качестве готовых продовольственных и промышленных товаров, их сортности, стоимости, правильности их хранения и транспортировки.

Судебно-техническая экспертиза помогает обнаружить причины аварий, нарушений сроков строительства, порчи оборудования, характер и размеры последствий. Экспертиза может установить как имущественный ущерб, исчисляемый в денежном выражении по государственным розничным ценам, так и ущерб, выразившийся в последствиях, не всегда определяемых в денежном выражении, – простой или задержка в работе предприятия, срыв сроков пуска промышленного объекта.

Довольно часто при расследовании рассматриваемых должностных преступлений назначаются криминалистические экспертизы, главным образом для почерковедческого и технического исследования документов.

Допрос обвиняемого

Допрос обвиняемого. По рассматриваемой категории преступлений следует получить исчерпывающие показания обвиняемого об условиях его работы; обстоятельствах, вызвавших наступление вредных последствий; лицах, которые, по его мнению, должны нести ответственность за эти последствия; мотивах, которыми он руководствовался, совершая определенные действия, и т.п. Должны быть тщательно выявлены, а затем проверены все ссылки обвиняемого на свою служебную зависимость от какого-либо лица, потребовавшего выполнения тех или иных действий или воздержания от них, на нарушение должного порядка и условий работы организации, где работает обвиняемый, на свою неопытность, незнание указаний вышестоящих организаций, на неотвратимость наступивших последствий, на неосторожность других лиц, ненадлежащие, не по вине обвиняемого создавшиеся условия хранения тех или иных товарно-материальных ценностей, подвергшихся вследствие этого порче, и т.д.

Следует учитывать, что нередко должностные лица идут на признание халатности, чтобы скрыть злоупотребления, признаются в злоупотреблении властью или служебным положением, чтобы скрыть факты своего участия в хищениях или выгородить других должностных лиц, чтобы избежать изобличения со стороны последних.

Готовясь к допросу обвиняемого, нужно принимать во внимание, что он, находясь на свободе и нередко продолжая исполнять свои служебные обязанности, знает о ходе и перспективах расследования и старается использовать свою осведомленность для сокрытия фактов, еще не известных следствию, для воздействия на зависимых от него лиц, принимает иные меры ухода от ответственности за содеянное.



Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика