Каталог статей

Юрина В.С.

Новая система бухгалтерского учета и оценки нематериальных активов

На протяжении нескольких десятков лет экономисты решают проблему переоценки стои­мости компаний на фондовом рынке. Разрыв между балансовой стоимостью компании, зафиксированной в учетных реестрах, и ее рыночной капитализацией иногда превышает все «разумные» пределы. Такая ситуация дала основание некоторым специалистам в об­ласти экономической теории говорить о фетишизации рыночной капитализации компаний и даже предсказывать неизбежный мировой экономиче­ский коллапс.

Тем не менее, не доверять рынку нет никаких оснований. Именно на рынке наступает момент истины для любого товара, если рынок «вы­ставляет» такую цену компаниям, значит, они того стоят. Изучение этого ценового разрыва привело ученых к выводу, что этот эмпирический факт можно объяснить только тем, что компании владеют существенным объемом нематериального капитала, не отра­жающегося ни в каких бухгалтерских регистрах и ста­тистических реестрах. Для обозначения «зоны неопределенности», охватывающей пространство между материальными активами и рыночной стоимостью компании, придумали специальный термин «гудвилл». Гудвилл — это скрытая ценность компании, которая не фиксируется в балансе, а нахо­дит стихийное отражение в рыночной капитализации и является сущностным свойством ее интеллектуальных активов.

По мере того, как интеллектуальные активы теснят позиции материаль­ных активов, менеджеры компании и держатели ее ак­ций оказываются на все более зыбкой почве возраста­ющей неопределенности. Существующая система бухгалтерского учета не отражает современных движущих сил создания богатства и, следовательно, находится в полном несоответствии с требованиями новой эконо­мики, основу которой составляют знания и их матери­ализация в нематериальных активах.

В соответствии с действующими принципами бух­галтерского учета все ресурсы компании рассматрива­ются как активы, поэтому они должны быть четко определены. Правила бухгалтерского учета направле­ны на отражение на счетах бухгалтерского учета того, что происходит при конкретных операциях, а также  на отслеживание движения потоков активов как внутри компании, так и за ее пределами. Но если не существует однозначного и четкого определения актива, то нет никакой возмож­ности отразить его в бухгалтерских регистрах, и, сле­довательно, он не найдет отражения в балансовой сто­имости компании.

Именно по этой причине в действующей системе бухгалтерского учета не отражается ценность рабо­тников компании, экономическая значимость сетевых

 взаимоотношений, нельзя количественно оценить сто­имость человеческого воображения, душевного подъе­ма и многих других факторов. Основанный на принци­пах пятисотлетней давности, учет вступил в противо­речие с новой экономикой. Располагая очень хорошей системой для описания материальных активов, нынешняя бухгалтерия почти бессильна в деле отражения интеллектуальных активов. Назрела настоятельная необходимость перейти на учет нового уровня, который способен измерить энер­гию движения компании с точки зрения ее рыночных перспектив. Любая перспектива — вещь реальная, однако она никак не отражается в бухгалтерском балансе. Эконо­мика, основанная на знаниях, требует разработки пер­спектив и в прошлое, и в настоящее, и в будущее. В этом и заключается главная сложность управления современной компанией. Ее менеджеры должны обла­дать возможностью и располагать средствами рассмотрения деятельности компании во всех перечисленных ракурсах.

Новая система бухгалтерского уче­та должна одновременно отслеживать развитие собы­тий в трех направлениях — настоящего, прошлого и будущего — и предоставлять многогранные инструменты для планирования, непосредственного исполне­ния, диагностирования, контролирования и регулиро­вания курса компании в бурном море рыночных пере­мен. Такая система должна быть пригодна не только для того, чтобы оценить нематериальные активы ком­пании, она призвана обеспечить активный процесс со­здания стоимости. Другими словами, новый бухгалтер­ский учет — это не то же самое, что оценка ценно­стей, он имеет отношение к сделкам, действиям и отражению других динамических явлений. Новый учет должен обеспечивать управление сделка­ми, определение стоимости (ценности), а также выде­ление причин, от которых зависит конкретный резуль­тат, и смысловую интерпретацию последнего. Следовательно, систему нового бухгалтерского учета нужно спроецировать на внутрен­ние и внешние взаимоотношения компании.

Работа над новой системой учета уже ведется. В число организаций, приступивших к формированию рекомендаций, руководств, правил и программно-ин­струментальных средств в этой области относятся Совет по стандартам финансового учета США, Кабинет министров Дании и другие структуры. В основу этой работы положен тезис о том, что учет рассматри­вает затраты как внутреннюю информацию в компании, тогда как стоимость (ценность) следует от­носить к внешней информации. Помимо этого требования новая система должна обеспечивать выполнение следующих функций: управление материальными и нематериальными активами; расчет себестоимости и ценности; отражение финансовых потоков и потоков будущих доходов; распределение косвенных затрат по подразделе­ниям компании и потокам стоимости; формирование регулярной отчетности и посто­янный доступ к данным текущего баланса компании.

Для удовлетворения перечисленных требований новая система бухгалтерского учета должна носить от­крытый характер. Ее ядро должны составлять способы визуализации того, как различные виды активов размешаются в отдельных сферах влияния компании. Если какой-то актив можно визуализировать, значит, его можно оценить, а уж если его можно оценить, то им можно эффективно управлять. Исходя из этого, пе­ред разработчиками новой системы учета стоит задача сформировать отчетливые зрительные образы немате­риальных интеллектуальных активов.

Нематериальные активы имеют два главных ком­понента — человеческий капитал и структурный капи­тал. В экономическом смысле человеческий капитал означает индивидуальную ценность работника и представляет собой накопленную стоимость инвестиций в его подготовку и обуче­ние, в повышение его компетентности и умений. Человеческий капитал может развиваться только при наличии структуры, позволяющей ему на­бирать силу. Именно структура организации представ­ляет собой то, что позволяет работникам, оперирую­щим знаниями, использовать свои таланты. Структурный капитал — это не что иное, как организованная рабочая среда или то, что остается в компании после того, как работники расхо­дятся по домам. Структурный капитал фор­мирует основы профессиональных (должностных) зна­ний.

Совместно структурный и человеческий капиталы составляют тандем, который определяет глубинное со­держание современной экономики. Формула человече­ский капитал + структурный капитал = интеллектуальный капитал должна быть положена в основание той новой системы бухгалтерского учета, которая бу­дет адекватно отражать движущие силы развития со­временной компании.

Литература:

1. Пятов М. Л. Балансовые теории и современная бухгалтерская информация [Текст] / М. Л. Пятов // Бухгалтерский учет. -2008.- № 15.- С. 37-46.

2. Ржаницына В. С. Переоценка нематериальных активов [Текст] / В. С. Ржаницына // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 5. - С. 5-11.

3. Сухарев И. Р. Практика российского бухгалтерского учета [Текст] / И. Р. Сухарев // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 10. - С. 46-51.

4. Устинова Я. И. Учетная политика: новое в учете нематериальных активов [Текст] / Я. И. Устинова // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 24. - С. 32-38.

5. Устинова Я. И. Учет нематериальных активов [Текст] / Я. И. Устинова // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 14. - С. 8-14.