Каталог статей

Лужецкая О. В.

Роль повышения качества продукции в обеспечении устойчивого развития предприятий пищевой промышленности

Понятие устойчивого развития предприятия многогранно и многоаспектно. Устойчивым развитием предприятия в узком смысле считают его способность сохранять объемы реализации продукции длительный период времени при различных изменениях в инфраструктуре и при колебаниях спроса.

В широком же смысле устойчивое эффективное развитие предприятия находит свое отражение в достижении систем целей – социальных, экономических, технических и экологических – на основе последовательного осуществления принципа ответственности перед обществом. [1]

Во многих странах мира базовой считается еще более расширенная формулировка понятия «устойчивое развитие». В докладе «Наше общее будущее» (Конференция ООН по вопросам окружающей среды, Стокгольм, 1987 г.), говорится о том, что устойчивое развитие происходит в том случае, если  «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». [4]

Устойчивое развитие любого предприятия зависит от большого количества внешних и внутренних факторов. Среди последних одним из важнейших является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и его контроль.

Научно-технический прогресс, урбанизация, ускорение темпа жизни привели к тому, что к продуктам питания предъявляются новые требования: они должны в течение продолжительного времени сохранять свежесть, приятный внешний вид и полезные свойства. Поэтому улучшение качества пищевых продуктов влечет за собой необходимость повышения качества сырья, внедрения новых технологий, реорганизации производства. Соответственно, задача повышения качества продукции выходит за рамки пищевой промышленности и приобретает межотраслевой, комплексный характер, затрагивая все отрасли народного хозяйства.

Профессор Н. И. Новицкий пишет, что эффект от повышения качества продукции проявляется на уровне изготовителей продукции, на уровне потребителей продукции и на уровне государства. [2, с. 10]

Так, повышение качества продукции предприятия приводит к более рациональному использованию производственных ресурсов. Затраты предприятия сокращаются за счет снижения доли потерь от бракованных, просроченных продуктов и рекламаций. Реализация продукции повышенного качества приводит к увеличению прибыли предприятия. Таким образом, возникает возможность увеличить фонд оплаты труда персонала. Дополнительное материальное стимулирование и хорошая мотивация вызывают чувство морального удовлетворения у работников предприятия, желание поддерживать качество своего труда и готовой продукции на стабильно высоком уровне и стремиться к его последующему улучшению.

Потребители продукции имеют больше возможностей для выбора желаемых продуктов, так как их ассортимент постоянно расширяется и обновляется. Повышение качества пищевых продуктов (к примеру, выработка круп из цельного зерна, витаминизация молока) приводит к тому, что потребность человека становится возможно удовлетворить меньшим объемом пищи. Кроме того, более сбалансированное питание приводит к повышению продолжительности жизни нации, снижению подверженности эпидемиям, высоким достижениям в учебе, науке, производстве.

Государство, в котором серьезное внимание уделяется контролю качества пищевых продуктов, имеет широкие возможности для экспорта, проведения результативной внешней политики и увеличения валютных поступлений. Возрастает значение валового внутреннего продукта и валового национального продукта на душу населения. Увеличиваются темпы научно-технического прогресса, возрастает благосостояние нации и индекс качества жизни, повышается престиж государства на международной арене.

Такой подход к пониманию эффекта от повышения качества продукции соответствует трем аспектам устойчивого развития предприятия: производственно-экономическому, социальному и общественно-политическому (см. рис. 1).

Рис. 1 – Взаимосвязь и взаимозависимость повышения качества пищевых продуктов и устойчивого развития предприятий пищевой промышленности

Для изучения проблемы устойчивого развития предприятия отдельный интерес представляет концепция всеобщего блага для общества, разработанная в Японии и сформулированная Гэнити Тагути. По Тагути, мерой качества продукции является общая потеря, которую несет общество вследствие недостатков, присущих данной продукции. Такая потеря может возникнуть как в процессе производства, так и после отгрузки продукции.

Потери для общества могут быть обусловлены двумя ключевыми причинами:

а) изменчивостью продукции (к примеру, реализация и употребление в пищу скоропортящихся пищевых продуктов приводит к заболеваниям, расходам на лечение, потерям рабочего времени);

б) вредными побочными эффектами (так, некачественная полиэтиленовая упаковка выделяет опасные для здоровья человека пары и не поддается утилизации). [3, с. 70 – 71]

В теории Тагути качество выражается через обратный показатель – недостаток качества. Этот подход позволяет понять, насколько велико значение качества производимой продукции для сохранения равновесия предприятия в окружающей экологической, экономической, социальной среде, а значит, и для его устойчивого развития.

Литература

1. Родионова Л. Н., Абдуллина Л. Р. Устойчивое развитие промышленных предприятий: термины и определения. // Электронный журнал «Нефтегазовое дело». – 30.05.2007.

Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Управление качеством продукции. Под ред. Н. И. Новицкого. – М.: Новое знание, 2002. – 367 с.

3. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, В. Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И Герасимов, А. В. Трофимов, С. А. Пахомова, О. С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005. – 248 с.

4. Our Common Future, Report of the World Commission on Environment and Development, World Commission on Environment and Development, 1987. Published as Annex to General Assembly document A/42/427, Development and International Co-operation: Environment August 2, 1987.