главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика (Ищенко Е.П.)

Криминалистическая характеристика транспортных преступлений

Проблема обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта для Российской Федерации весьма актуальна. Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажирооборота, плохое состояние дорог и эксплуатационных характеристик транспорта, несовершенство автомобильной техники, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и целый ряд других факторов зачастую приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах и, как следствие, к нарушению лицами, управляющими транспортными средствами, правил безопасности движения. Практика показывает, что последние годы характеризуются тенденцией роста дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями.

Дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это нарушение нормальной работы транспорта в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам, повлекшее за собой наступление различных вредных последствий. В зависимости от этих последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и административные правонарушения на транспорте.

Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта привело по неосторожности к причинению потерпевшему тяжкого и средней тяжести вреда здоровью или крупного ущерба либо к смерти человека, двух или более людей, оно признается преступлением и квалифицируется по ст. 264 УК РФ. Эта статья содержит перечень транспортных средств: автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора, иные самоходные машины. При наступлении других, кроме указанных, вредных последствий ДТП квалифицируется как административно-правовые правонарушения по ряду статей главы Х Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода; 2) столкновение транспортных средств; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие; 5) выпадение пассажиров из транспортного средства. В зависимости от причины ДТП можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспорта и дорог, и т.д.), и те, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также по случайному стечению обстоятельств.

В подавляющем большинстве ДТП – результат нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также вследствие грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей

Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего состоят в превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности дороги, необходимости уклониться от столкновения или наезда); в несоблюдении очередности проезда перекрестков; в нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, а также требований дорожной разметки; в несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда и т.д.

Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов выражаются в неожиданном появлении из-за препятствия (из-за стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); во внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; в непредсказуемом поведении (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выходе на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную и т.д.

Пешеходы, которые допустили нарушение ПДД, приведшее к гибели людей или к иным тяжким последствиям, несут уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ. По этой же статье к ответственности привлекаются велосипедисты и пассажиры за нарушения ПДД в случае наступления указанных тяжких последствий.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных автотранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов, иной самоходной техники (с дефектами тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за их техническое состояние или эксплуатацию, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных в ст. 211 УК РФ, квалифицируется по ст. 266 УК РФ.

Выяснение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от знания его механизма. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и конечная. Будучи логическим продолжением предыдущей, каждая из них, в свою очередь, предопределяет развитие последующей фазы.

Начальная фаза протекает в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. В данном случае участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление или недостаточная эффективность этих мер приводит процесс сближения транспортных средств и пешеходов к переходу из опасной ситуации в аварийную. Тогда участники движения уже не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и оно становится неизбежным.

Кульминационная фаза насыщена событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП участвует ограниченное число транспортных средств и пешеходов, кульминационная фаза кратковременна (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Когда в происшествие вовлечены десятки автомашин (так называемые «цепные» ДТП), эта фаза растягивается до нескольких минут, а зона развития ДТП значительно возрастает.

Конечная фаза ДТП часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда, например при возникновении пожара на автомобиле, конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых обстоятельств, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины.

В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии возникают различные материальные следы. По ним, при условии их своевременного обнаружения и фиксации, возможно установление механизма и причин произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие – кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации о происшествии весьма незначителен.

На характер, качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д. Эти обстоятельства оправдывают необходимость установления всех возможных очевидцев происшествия и проведения детального допроса осведомленных лиц.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.

Многие виновные, понимая очевидность произошедшего, дают на допросах правдивые показания, хотя в ряде случаев (в последние годы это стало встречаться чаще) принимают меры к фальсификации доказательств, скрываются с места происшествия, при задержании оказывают сопротивление.

ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, которые своим поведением спровоцировали возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что приводит к значительному усложнению в выяснении обстоятельств происшедшего.



Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика