Каталог статей |
Судаков М. В. Маркетинговый механизм размещения производственных факторов для развития предпринимательстваНазначением производственных факторов является обслуживание экономики в сферах производства, обращения, распределения и потребления. Участие производственных факторов во всех сферах экономики, сопряженных друг с другом в процессе воспроизводства и потребления товаров и услуг, делает производственные ресурсы весьма специфическим объектом маркетингового управления предпринимательской деятельностью, характеризуемого широкой направленностью.К производственным ресурсам в сфере производства относятся производственные запасы, необходимые для изготовления товаров, и готовая продукция и услуги, предназначенные на продажу. В сферах обращения и распределения – это та же продукция или услуги, которая в порядке выбранной покупателем и продавцом формы обмена (сделки) обменивается (продается) на деньги или другие эквивалентные по стоимости товары и услуги, а также распределяется государством по трансфертному принципу, и поэтому подлежит доставке (транспортировке) от производителя к потребителю непосредственно или через посредников. Различие между этими сферами обусловливают и разные подходы к управлению процессами формирования и использования производственных ресурсов в экономике. Для осуществления товарных потоков в рыночной экономике необходима товаропроводящая сеть (ТПС). Она представляет собой систему рынков, предприятий и организаций, производящих товары, владеющих складскими помещениями, каналами физического перемещения материалов и готовой продукции, информацией о рынке, с помощью которых обеспечивается хранение, продвижение товаров от их производителей к потребителям и продажи. Объектом деятельности предприятий и организаций ТПС является обеспечение промышленности и других секторов экономики средствами труда (станками, механизмами, машинами, инструментом, приборами и др.) и предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами). Основные и вспомогательные материалы и оборудование насчитывают десятки тысяч наименований и огромное число разновидностей, марок, профилей и размеров. Осуществить такой огромный объем работ без проведения комплексного и системного маркетинга не возможною. Так, модель ТПС субъекта РФ (региона), крупного муниципального образования можно представить в виде следующих взаимосвязанных секторов экономики [1]: - промышленного производства и ресурсного обеспечения; - сельскохозяйственного производства и аграрного обеспечения; - капитального строительства и его ресурсного обеспечения; - инфраструктуры региона; - институционального обеспечения. Сектор промышленного производства и ресурсного обеспечения поставляет другим секторам экономики региона и в другие регионы материальные ресурсы производственно-технического назначения, оборудование, товары народного потребления. Реализация готовой продукции предприятиями-изготовителями и поставка ее потребителям могут быть организованы по каналам: нулевого уровня: производитель -» потребитель; одноуровневого: производитель –» розничный торговец –»потребитель; трехуровневого: производитель -» оптовый торговец –» мелкооптовый торговец –» розничный торговец -» потребитель. В зависимости от уровня каналов товародвижения форма организации продаж может быть следующей: розничная торговля; оптовая торговля; закупки непосредственно у предприятий, на товарно-сырьевых биржах, оптовых ярмарках. Сектор сельскохозяйственного производства поставляет другим секторам экономики материально-технические ресурсы для выпуска продукции производственно-технического назначения, а также продукты питания. В свою очередь для производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки в данный сектор экономики поставляются на рыночной основе из других секторов материальные ресурсы, оборудование, корма промышленного производства, удобрения. Эффективная и сбалансированная деятельность хозяйствующих субъектов этого сектора также не возможна без использования комплексного маркетинга. В сектор капитального строительства входят: предприятия промышленности строительных материалов; строительные, монтажные и пуско-наладочные предприятия, где маркетинг определяет эффективность . Сектор инфраструктурного обеспечения включает объекты производственной и социально - бытовой инфраструктуры, охраны природной среды, органы государственного и местного регулирования, предприятия торговли и массового питания, биржи, образования и культуры и другие предприятия и организации. Сектор институционального обеспечения включает банки, страховые компании, органы государственного и местного регулирования, налоговые органы, маркетинговые и информационные организации . Экономический механизм управления любой системой определяется теми задачами, которые ей предстоит решать. Механизм управления предпринимательской деятельностью ставит своей целью создание инновационного производства и определенных для этого ресурсов, обеспечивающих производство и продажи товаров и услуг, обеспечивая при этом минимально возможные издержки и высокое качество услуг пользователям и максимально возможную прибыль предприятиям. Однако при этом следует учесть еще и следующее. Сложно решить предпринимателю триединую задачу [2]: 1) обеспечить одновременно повышение уровня обслуживания потребителей, 2) снижение издержек обращения и 3) высокую прибыль. Для этого необходимо иметь в наличии определенные необходимостью товарные запасы, надежную транспортную систему с количеством площадей складских помещений, обеспечивающих эту надежность. Каждая из названных подсистем имеет тенденцию увеличения издержек обращения товаров. Для решения указанной тройственной задачи предпринимателями целесообразна постановка и решение комплексной проблемы эффективности системы производства, товародвижения и продаж. Без проведения комплекса маркетинговых исследований решить эту задачу не представляется возможным. Одним из методов решения задачи может служить метод минимизации удельных издержек, связанных с производством, товародвижением, хранением и продажей товара. Механизм формирования затрат и издержек в ТПС может быть охарактеризован следующими положениями: - во-первых, существует оптимальное время поставки товаров, которое необходимо рассчитывать для каждой конкретной ситуации; - во-вторых, издержки, связанные с хранением товаров на складах снабженческо-сбытовых предприятий (предприятий оптовой торговли), по мере увеличения продолжительности хранения товаров возрастают ускоряющимися темпами; - в-третьих, необходимо учитывать ущерб за невыполнение поставок, размер которых определяется договорными обязательствами с предприятиями ТПС. Как показывает экспертный опрос руководителей коммерческих служб промышленных предприятий [1], конкурентоспособность и эффективность предпринимательской деятельности определяется следующими факторами в порядке ранжирования: 1) доступностью денежных (кредитных) ресурсов для производства и продажи товаров и услуг; 2) необходимым потребителю качеством продукции; 3) скоростью выполнения и доставки заказов; 4) возможностью поставщиков обеспечить отгрузку продукции, а потребителей – ее оплатить в соответствии с договорами купли-продажи; 5) наличием необходимых товарных запасов в ТПС; 6) ответственностью за поставку, готовностью в случае обнаружения дефекта заменить товар доброкачественным; 7) уровнем обслуживания поставщиками своего товара (установка, ремонт и поставка запасных частей через сервисную систему); 8) качеством проводимых маркетинговых исследований рынков производителей и потребителей. Для обеспечения перечисленных условий формирования хозяйственных связей в предпринимательской деятельности ТПС должна иметь в своей системе рационально размещенное складское хозяйство, предприятия оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, предприятия сервисного обслуживания, посреднические, снабженческо-сбытовые организации, предприятия по транспортировке грузов и, конечно, развитую кредитно – финансовую сеть.
Использованная литература
1. Журавлева, М.Ю. Управление производственными ресурсами в промышленности / М.Ю., Журавлева., М.П., Переверзев. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. – 156 с. 2. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. Общ. ред. Б.М. Пеньковой. – М.: Экономист Универс, 1993. – 733 с. |