Каталог статей |
Орынбасарова А.А. Подходы к построению приказа по учетной политики организацииОформление учетной политики начинается с правильного оформления приказа. Приказ по учетной политике в настоящее время является многофункциональным документом. Во-первых, это один из основополагающих учетных документов, во-вторых, это управленческий документ, поскольку с его помощью осуществляется воздействие руководства организации на методику учета и на формирование необходимых данных для принятия управленческих решений, и, в - третьих, несомненно, он является правовым документом.Доказательство тому служит арбитражная практика, все больше свидетельствующая о том, что приказ по учетной политике рассматривается как юридический документ. Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан. По каждому такому способу желательно приводить его нормативное обоснование. Организации не вправе через механизм учетной политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию, например в отношении ежеквартальной переоценки основных средств по рыночной стоимости, ежеквартального создания резервов по сомнительным долгам и т. п. «Изобретенный» организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан на момент принятия учетной политики, должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах организаций. При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов — основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов — капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т. п. Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету правила, она вправе не применять данные правила (п. 4 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»), раскрыв, данную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчетности [2]. Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть обосновано. Согласно МСФО №8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки» применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации [3]. Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики. Примеры такого рода противоречий и способы их разрешения через учетную политику приведены в разделе «Методические вопросы учетной политики». Предлагается ряд рекомендаций по оформлению, дополнению и изменению учетной политики организации: · не советуется оформлять слишком объемные приказы по учетной политике. Явление «учетная политика» есть один из примеров реализации принципа «управления по отклонениям». Все то, что действует для всех организаций, нет необходимости включать в приказ по учетной политике. В него нужно включать только те способы ведения бухгалтерского учета, которые отражают специфику формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах организации. · так как учетная политика представляет собой совокупность бухгалтерских способов, вопросы налогообложения не должны рассматриваться в приказе по учетной политике. Вариантные способы, разрешаемые к применению налоговым законодательством, должны быть предметом самостоятельного внутреннего документа организации. · несмотря на то, что содержание учетной политики шире, чем перечень ее методических вопросов, в основной приказ по учетной политике следует, по мнению авторов статьи, включать только ее методические аспекты, так как главным образом они влияют на принципы формирования финансовых результатов деятельности организаций, на порядок отражения финансового состояния организации. Изменение методических элементов учетной политики необходимо раскрывать в пояснительной записке. · способы ведения бухгалтерского учета формируются только по тем аспектам хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего отчетного периода. Не стоит включать в приказ по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые отсутствуют в организации. По нашему мнению, в течение года в момент приобретения организацией тех или иных активов или возникновения тех или иных фактов хозяйственной деятельности, не имевших аналогов в практике данной организации, должно оформляться дополнение к учетной политике, принятой с начала года, оформляемое приказом. Таким образом, условно по принадлежности к отчетным периодам можно выделить два «процесса»: учетная политика в отношении будущих предполагаемых фактов хозяйственной деятельности и учетная политика в отношении возникающих фактов хозяйственной деятельности в текущем отчетном периоде. Первый «процесс» формирования учетной политики оформляется как приказ по учетной политике, утверждаемый на начало года; второй — либо как изменение, либо как дополнение к учетной политике в течение года. Форма приказа по учетной политике организации нормативными документами в настоящее время не регламентируется. Для малых и средних организаций, имеющих ограниченный круг пользователей бухгалтерской отчетности, целесообразно формировать в приказе по учетной политике информацию только по двум группам вопросов. (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Группы вопросов приказа по учетной политики малых и средних организаций
Крупным организациям, публикующим свою бухгалтерскую отчетность, имеющим множество заинтересованных пользователей, целесообразно формировать информацию по пяти вышеперечисленным группам вопросов. Организации, публикующие свою финансовую отчетность должны формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета в отношении пяти вышеперечисленных групп вопросов. Для указанных организаций целесообразно утверждение отдельного распорядительного документа по учетной политике в целях налогообложения в отношении налоговых последствий способов бухгалтерского учета, а также способов формирования налогооблагаемой базы, предусмотренных и не предусмотренных налоговым законодательством. При этом обращается внимание на то, что по спорным, нерегламентированным вопросам бухгалтерского учета, а также по способам бухгалтерского учета, определяемым спецификой деятельности, утвержденные приказом по учетной политике нормы должны в обязательном порядке сопровождаться аргументированным обоснованием. Таким образом, сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета
Литература: 1. Г. К. Тулешова Финансовый учет и отчетность в соответствии с международными стандартами часть 1: под общ. ред. академика К. А. Сагадиева – Алматы 2005 г. – 280 с. 2. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г. №234 – III 3. Коллегия аудиторов Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика / справочное руководство – Алматы, 2007 г. – 568 с.
|