Каталог статей

Шатунов А.Н.

Управление оборотным капиталом как фактор эффективности предпринимательской деятельности

На многих предпринимательских структурах стратегию управления оборотным капиталом воспринимают как «чистую теорию», практически не приносящую реальных выгод. Тем не менее, существуют неопровержимые доказательства того, что стратегия управления оборотным капиталом включает способы и методики, которыми предприятие пользуется в процессах планирования, прогнозирования, мониторинга и общего управления оборотным капиталом. Кроме того, многие предпринимательские структуры тратят значительное количество времени и средств на точечные решения, которые оказываются неспособными повлиять на общую эффективность предпринимательской деятельности. Приняв на вооружение всесторонний подход в виде стратегии управления оборотным капиталом, эти предпринимательские структуры могли бы эффективнее выстроить свою деятельность. Помимо этого, они могли бы сэкономить деньги, сосредоточив свои усилия на тех процессах, которые ведут к максимизации финансовых результатов.

Стратегия управления оборотным капиталом представляет собой умение размещать, сохранять и наращивать оборотные средства путем интегрированного управления его элементами, и направлена на максимизацию доходов предприятия. Типичные финансовые проблемы, связанные с недостатком инвестиций, дефицитом оборотных средств, реальной угрозой банкротства, могут не касаться отдельного предприятия или же затронуть его лишь частично. Однако можно выделить типовые финансовые и управленческие технологии управления оборотным капиталом, которые в процессе деятельности приходится учитывать всем предпринимательским структурам в сфере промышленного производства (рис. 1).

Рис. 1. Схема определения постоянной величины оборотного капитала в предпринимательской деятельности

Предпринимательские структуры различаются по многим признакам, именно поэтому приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом могут постепенно меняться по мере достижения конкретных целей. От того, каким образом распределены приоритеты и на какие из компонентов делается основной упор, зависит положение предпринимательских структур в условиях нестабильности. Формирование стратегии управления оборотным капиталом является частью общей стратегии в целях создания высокой стоимости компании. В различных предпринимательских структура состав и структура оборотного капитала не одинаковы, поскольку зависят от формы собственности, специфики организации и производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, финансового состояния и других факторов, меняющихся с течением времени. Поэтому, оптимизируя структуру капитала можно одновременно минимизировать его стоимость, что будет способствовать максимизации рыночной стоимости всего предприятия.

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в наибольшей степени зависит от трех критериев. Первый критерий – минимизация стоимости капитала, зависит от выбора способа оптимизации источников финансирования оборотного капитала. В генезисе теорий структуры капитала выделяются четыре этапа, связанные с формированием следующих концепций: традиционалистическая, индифферентности, компромиссная, противоречия интересов. В основе этих концепций лежат альтернативные подходы к возможности оптимизации структуры капитала предприятия и выделению приоритетных факторов, определяющих механизм такой оптимизации. Второй критерий – максимизация платежеспособности предприятия зависит от выбора модели управления оборотным капиталом предприятия. Третий критерий направлен на максимизацию рентабельности оборотного капитала, который базируется на результатах решений предыдущих задач по привлечению собственного и заемного капитала и их различных комбинаций. Рекомендуемый алгоритм формирования стратегии управления оборотным капиталом приведен на рисунке 2.

Второй областью, требующей особого внимания, является соответствие структуры оборотного капитала поставленным задачам и возможность его покрытия из разных источников. Управление финансированием оборотного капитала подчинено целям обеспечения необходимой потребности в них соответствующими финансовыми ресурсами и оптимизации структуры источников формирования этих ресурсов.

Следующей областью, на которой следует акцентировать внимание, является понимание рисков, связанных с возможной потерей финансовой устойчивости предпринимательских структур и поддержание ликвидности

Рис. 2. Рекомендуемая схема управления оборотным капиталом

на достаточном уровне. В силу множественности вариантов распределения оборотных средств и источников покрытия предпринимательские структуры вправе принять любую стратегию. Но, для оптимального распределения оборотного капитала, необходимо осуществлять управление им не только в соответствии с прогнозируемым уровнем доходности и риском потери устойчивости, но и на основе имеющегося ресурсного потенциала. В связи с этим, при дальнейшей предпринимательской деятельности, возможно изменение стратегии управления оборотным капиталом, но принятие новой стратегии должно осуществляться плавно, с переходом на смежную модель. Этапы принятия стратегических решений представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Этапы принятия стратегических решений

Успешное управление оборотным капиталом заключается в том, чтобы обеспечить финансирование фондов, которые требуются для текущей деятельности предприятия. Если предприятие успешно справляется со своими обязательствами, производство и реализация продукции происходит планомерно и без сбоев, нет недостатка в денежных средствах, то возможно применение идеальной модели управления оборотным капиталом. Если предпринимательские структуры не справляются с текущими обязательствами, то следует перейти к агрессивной модели. Данный контур задач корреспондирует с ранее применяемой стратегией формирования оборотных активов и призван отражать общую философию управления предприятия с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Стратегия управления оборотным капиталом должна быть эффективна и хорошо продумана. Одновременно стратегия не должна быть непредсказуемой суммой изолированных решений. Скорее, каждое решение должно составлять часть продуманной и понятной стратегии. Иначе работа только в одном направлении может оказаться контрпродуктивной для финансового состояния в целом. Поэтому для успешной работы в области управления оборотным капиталом необходимо быть готовым к принятию сложных и компромиссных решений при выборе между несколькими конфликтующими возможностями.

Приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом будут определяться динамикой развития отрасли. При этом, возможно, что стратегия будет выходить за рамки своих традиционных функций, состоящих в управлении элементами оборотного капитала. Основная ответственность должна быть возложена на менеджмент предпринимательских структур с целью выявления способов распределения оборотного капитала и источников его покрытия. Четко сформулированная стратегия позволяет осуществлять координацию возможностей предприятия и моделей оборотных активов с существующими в соответствующих отраслях требованиями, выполнение которых гарантирует успех.

Очень важно адаптировать схему управления оборотным капиталом под свои нужды. От того, каким образом распределены приоритеты и на какие из компонентов делается основной упор, зависит положение предприятия в конкурентном цикле, его готовность к переменам и стабильность его стратегической модели. Необходимо постоянно стремиться к совершенному владению методами управления оборотным капиталом. Для того чтобы предприятие имело возможность постоянно повышать уровень качества управления оборотным капиталом, схема дислокации ресурсов должна меняться со временем (рис. 4). Интеграционная функциональная схема управления оборотным капиталом оптимизирует процесс принятия решений. В результате в предпринимательских структурах внедряются финансовые знания и дисциплина, и оно становится управляемым, так что поведение всех работников становится нацеленным на одну общую задачу обеспечения предприятия необходимым оборотным капиталом.

Чтобы оказывать максимальное воздействие на развитие предпринимательской деятельности сотрудники должны обладать не только техническими навыками бухгалтерского учета, но и основными навыками ведения коммерческой деятельности. Их мышление должно быть новаторским, то есть они должны думать не только о выполнении плановых требований, но и о методах управления оборотным капиталом и применении сложных аналитических систем в целях прогнозирования перемен. Сотрудники на всех уровнях организации должны понимать, какой вклад их действия вносят в дело достижения общих целей бизнеса, тем самым создается система ценностей и организационная культура. Следует упомянуть о сосредоточенности на базовых вопросах, а также обеспечения работников всеми необходимыми инструментами, стимулами и пространством для маневра с целью достижения успеха. Выполнение этих требований сопряжено со значительными усилиями и финансовыми затратами.

Поэтому на практике важно обеспечить рациональное управление деятельностью в рамках поставленной цели, чтобы данная деятельность не превратилась в самоцель. Стратегия управления капиталом – это об-

Рис. 4. Интеграционная функциональная схема стратегии управления оборотным капиталом


ласть деятельности, которой должна быть посвящена большая часть рабочего времени. Мониторинг оборотного капитала и отчетность в этой области могут явиться для большинства предпринимательских структур процессом достаточно трудоемким, так как более 70% времени тратится на составление отчетов. Результатом этого может являться избыток данных и недостаток понимания ситуации, необходимый в процессах принятия решений. Поэтому следует сфокусировать свое внимание на совершенствовании процессов мониторинга деятельности и улучшении аналитических возможностей в целях повышения качества базы статистических данных и релевантности измеряемых показателей. Ориентация планов деятельности, краткосрочных целей, средств оценки оборотного капитала на единую цель, в сочетании с профессиональным развитием людей и достойной системой вознаграждения за труд, является важной основой стратегии управления оборотным капиталом.

Изменения в стратегиях или структурные сдвиги в промышленных отраслях, могут создавать пробелы, для устранения которых необходимо вносить изменения в систему приоритетов стратегии управления оборотным капиталом. В большинстве предпринимательских структур постановка целей представляет собой неоптимизированный, требующий слишком больших временных затрат и нестратегический процесс, значительно усложняющийся в результате различных структурных сдвигов. Поэтому предпринимательским структурам рекомендуется сосредоточить свое внимание на введении нескольких ключевых усовершенствований:

- в ходе определения целей пользоваться методикой, основанной на ориентировочных показателях и минимальных ожиданиях в отношении доходности предприятия;

- цели должны ставится еще на этапе формирования самой стратегии. Для управления процессом постановки целей должны существовать четкие структуры управления;

- в соответствии с прогнозами и бюджетами, поставленные цели могут быть пересмотрены.

Но стратегия управления оборотным капиталом – это не конечная цель. Это постоянная готовность к упреждающей деятельности, направленная на повышение эффективности предпринимательской деятельности в целом. Эффективность стратегии управления оборотным капиталом весьма важно рассматривать не только как конечный результат используемых в процессе производственной деятельности оборотных средств, но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В общем смысле эффективность оборотного капитала есть отношение оборотных средств к финансовому результату. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или выходные параметры, вызывает изменения в эффективности. Это означает, что наряду с процессом управления оборотным капиталом необходимо рассматривать воздействие факторов внешней среды на входные и выходные величины (рис. 5).

Рис. 5. Процесс управления оборотным капиталом

На рисунке 6 процесс управления оборотным капиталом представлен с точки зрения системного подхода. Здесь показано, что на эффективность стратегии влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в ходе управленческого процесса. Поскольку эти факторы имеют взаимное влияние друг на друга, то можно утверждать, что абсолютных путей к повышению эффективности не существует. Есть направления реализации задач, возможные результаты которых следует предвидеть.

В условиях рынка предпринимательские структуры практически полностью обособлены от государства: самостоятельно решают вопросы использования собственных и привлеченных средств и размещения их в активы; полностью используют в своем обороте средства амортизационных отчислений; самостоятельно выбирают формы расчетов с поставщиками и покупателями; имеют возможность привлечения средств на финансовом рынке; получают не только кредиты банков, но и средства инвесторов; держат средства на счетах в разных банках; полностью распоряжаются прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Современная реальность обосновывает наличие стратегии управления оборотным капиталом для успешной предпринимательской деятельности. Для эффективного осуществления процесса управления оборотным капиталом необходимо определить и согласовать перечень и объем информации необходимый для оценки ситуации и принятия решений. Обобщая сказанное о назначении стратегии управления оборотным капиталом, можно кратко резюмировать особенности ее выполнения, которые должны обеспечить высокую эффективность предпринимательской деятельности:

- всеобъемлемость, то есть максимальный охват всех элементов процесса управления оборотным капиталом;

- непрерывность выполнения мероприятий на всех этапах управления оборотным капиталом и источниками его покрытия.

Управление оборотным капиталом предприятия направлено на его формирование в необходимом и достаточном объеме, при наименьших затратах, а также повышение эффективности его использования. Проблема оптимального выбора стратегии формирования оборотного капитала, в условиях перехода к рыночным отношениям на большинстве производственных предпринимательских структур решается методом проб и ошибок. При недостатке собственных источников формирования оборотного капитала многие предприниматели привлекают заемные средства. Однако это может привести к потере платежеспособности, поэтому необходимо выбрать правильную стратегию формирования оборотного капитала.

Совершенствование инструментов и методов управления оборотным капиталом – наиболее приемлемый путь стабилизации предпринимательской деятельности и повышения доходности предпринимательских структур в целом. Особую актуальность приобретает определение оптимального объема и структуры оборотного капитала для производственных предпринимательских структур, поскольку именно в промышленности оборотный капитал проходит все стадии производственно-коммерческого цикла и отличается длительностью периода обращения. Результаты научных исследований свидетельствуют, недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммерческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек - неоправданно завышенные размеры финансирования. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующих подходов к управлению оборотным капиталом предпринимательских структур с точки зрения стабилизации их деятельности.

Литература:

1. Акетонова, О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия) [Текст]: учебное  пособие / Акетонова О. В. –М., 2004. – 342 с.

2. Аликаева, М.В. Источники финансирования инвестиционного процесса [Текст] / М.В. Аликаева // Финансы. – 2003. - № 5. - С. 12-15.

3. Антикризисное управление [Текст]: учебное  пособие / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006.  – 271 с.

4. Артеменков, Ю.П. Оценка регионального инвестиционного риска [Текст] / Ю.П. Артеменков, Н.В. Киселева, С.Р. Тагатаров // Регион: экономика и социология. – 2001. – № 2. – С. 146–164.

5. Беляков, А.В. Особенности применения вероятностных методов оценки финансовых результатов инвестиций [Текст] / А.В. Беляков // Финансы и кредит. – 1999. - № 56. – С.5-9.

6. Булатов, А. Россия в мировом инвестиционном процессе [Текст] / А. Булатов // Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С. 74–84.

7. Зименков, Р.И. Инвестиционная активность американских ТНК как субъектов процесса глобализации [Текст] / Р.И. Зименков, Е.М. Романова // Российский экономический журнал. – 2004. – № 2. – С. 42-55.

8. Липсей, Р. Прямые иностранные инвестиции во время финансовых кризисов [Электронный ресурс]: электронный текст сети Интернет. – www.nber.org/papers/w 8084, 2001.

9. Лиференко, Г.И. Финансовый анализ предприятия [Текст]: учебное пособие / Лиференко Г.И. –М.: Экзамен, 2006.  – 156 с.

10. Скамай, Л. Финансовые риски. Классификация по основным признакам, видам и подвидам [Текст] / Л. Скамай // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - № 1 2. - С. 40-47.