Каталог статей

Рыбалко О.А.

Экспортная деятельность как самостоятельный объект управления в системе управленческого учета

К основным информационным потребностям при осуществлении экспортной операции можно отнести совокупность показателей, характеризующих влияние экспортной деятельности на финансовое состояние и финансовые результаты организации.

Хозяйствующие субъекты, активно осуществляющие экспортные операции, как правило, имеют в организационной структуре функционально специализированные подразделения в области исполнения валютного и таможенного контроля, снабжения и сбыта (маркетинга), связанные с внешним рынком, однако, аналитические данные, необходимые для принятия управленческих решений преимущественно предоставляются бухгалтерской или финансовой службой. Подобная структура в полной мере не отражает иерархию ответственности за достижение целевых финансовых показателей, а лишь определяет иерархию подчиненности.

Для решения данного вопроса целесообразно определить экспортную деятельность как бизнес-процесс. Опираясь на принцип декомпозиции бизнес-процесс экспортной операции можно рассматривать как самостоятельный объект управления с присущими ему свойствами (входы, выходы, необходимые ресурсы, время выполнения) или совокупность подчиненных взаимодействующих подсистем. Использование данного принципа позволит обеспечить однозначность восприятия объекта на различных уровнях управления и сформировать структуру системы показателей экономической эффективности внешнеторговой деятельности.

Формально определение процесса и процессного подхода определено в Государственных стандартах ГОСТ Р ИСО 9000:2008 [1] и ГОСТ Р ИСО 9001:2008 [2]. В ИСО указывается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Необходимо заметить, что внешнеторговая деятельность как направление бизнеса может быть представлена несколькими вариантами, состоящими из следующих основных операционных процессов:

1. Снабжение, осуществляемое на внутреннем рынке → производство → продвижение на внешний рынок → экспорт → сопровождение (при необходимости).

2. Снабжение, осуществляемое как на внутреннем, так и на внешнем рынке (импорт) → производство → продвижение на внешний рынок → экспорт → сопровождение (при необходимости).

3. Снабжение, осуществляемое на внешнем рынке (импорт) → производство → продвижение на внешний рынок → экспорт → сопровождение (при необходимости).

При этом наиболее характерными для хозяйствующих субъектов являются первый и второй варианты операционных процессов, а ключевым отличием бизнес-процессов при осуществлении экспортной деятельности – наличие валютной, таможенной, налоговой и правовой составляющей на стадиях снабжения и сбыта (рис. 1).

Таким образом, центрами финансовой ответственности при моделировании системы управленческого учета экспортных операций могут являться структурные подразделения хозяйствующего субъекта, осуществляющие определенный набор внешнеторговых операций (заключение внешнеторговых контрактов, исполнение требований валютного, таможенного, налогового законодательства, норм международного права, применяемых деловых обычаев) и способные оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этой деятельности.

По этой причине выход каждого операционного бизнес-процесса в рамках внешнеторговой деятельности должен оценивается соответствующим экономическим показателем, а центры ответственны за уровень данных подконтрольных (целевых) показателей.

В зависимости от характера деятельности подразделений, вовлеченных в процесс осуществления экспортных операций можно выделить два вида ответственности:

1. Ответственность за доход.

Центрами доходов при осуществлении экспорта являются подразделения, ответственные за продажу товаров, работ (услуг) на внешнем рынке. Эти подразделения управляют процессом продаж и, соответственно, могут влиять на доход. Их основной целевой показатель — максимизация объема выручки от экспорта.

Основные показатели, на которые может влиять управляемый центром доходов бизнес-процесс экспорта — это ассортимент продаж, количество и цена проданного товара, условия поставки, закрепленные контрактом, наличие в сделке посредника и форма расчетов с ним, доля рынка и т.д. Такой центр отвечает и за расходы, связанные с реализацией товаров, работ (услуг) на экспорт, но если они составляют малую часть по сравнению с общими затратами на производство экспортной продукции или закупку товаров, все-таки основным показателем для данного подразделения можно считать экспортную выручку.

Существенную часть затрат у производственного предприятия составляют затраты на производство, а у торгового предприятия – затраты на закупку, поэтому подразделения управляющие процессом продаж не могут нести ответственность за затраты, которые он не контролирует.

Следует заметить, что структура затрат может значительно отличаться в зависимости от отрасли и установленных экспортными контрактами базисных условий поставок (например DDP (поставка с оплатой пошлины) или DEQ (поставка с пристани)[3]). Таким образом, если расходы на продажу составляют значительную часть по сравнению с общими затратами на производство продукции или закупку товаров это является одной из причин, по которой отдел, ответственный за продажи товаров, работ (услуг) на экспорт может рассматриваться как центр прибыли, а не центр дохода (табл. 1).

2. Ответственность за прибыль.

Центр прибыли – структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы экспортной деятельности. Центром прибыли может быть какой-либо, в определенном смысле самостоятельный, дивизион внутри предприятия, занимающийся внешнеторговой деятельностью и поддерживающий практически весь цикл от закупки сырья или товаров до реализации на экспорт продукции.

Для каждого центра ответственности необходимо разработать набор показателей, характеризующих эффективность его деятельности, а также регламент сбора, обработки и хранения полученной информации[4]. Этот процесс должен быть реализован при создании форм управленческой отчетности внешнеторговой деятельности.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary»)

2. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO «Quality management systems – Requirement (IDT)»)

3. ИНКОТЕРМС (INCOTERMS)-1999, 2000, 2010 [Электронный ресурс]. URL: www.tamognia.ru/incoterms/ (дата обращения: 09.11.2010)

4. Управленческий учет: Учебник/А.Д. Шеремет, О.Е. Никоваева, С.И. Полякова и др., Под ред. А.Д. Шеремета. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 429с.