Каталог статей

Дудуляк Н.В., Черникова Е.Г.

Переход на МСФО: общие требования к отчетности

2012 год, как в свое время год 1999, стал переломным для украинской бухгалтерии. Именно с 2012 года часть украинские компаний попало под требование обязательного составления финансовых отчетов по международным стандартам

Начиная с 1998 г. в Украине был взят курс на реформирование бухгалтерского учета и приведение его в соответствие с международными стандартами. Кабинетом Министров было издано соответствующее постановление (от 28.10.1998 г. №1706), а в принятом в 1999 г. Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» задекларирован следующий принцип (ст.1): национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета не должны противоречить международным стандартам[2].

Не обращая внимание на то, что МСФО служило базой для создания П(С)БУ  на сегодняшний момент существуют расхождения. В процессе трансформации финансовой отчетности украинских предприятий на международные стандарты следует учесть следующие общие требования. Эти общие требования приведены в сравнительном анализе между П(С)БУ и МСФО. Также следует указать, что под системой П(С)БУ понимается не только собственные национальные положения (стандарты), но и другие документы регламентирующие бухгалтерский учет (Закон Украины «о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99г №996-XIV (далее – Закон о бухучете), Инструкция по применению Плана счетов, различные Методические рекомендации и разъяснения государственных органов). 

Таблица 1 – Общие требования составления и предоставления отчетности [1]

Концептуальные положения

Вопрос

П(С)БУ

МСФО

Принцип осмотрительности

Установлен в качестве одного из основных принципов составления финотчетности

Не рассматривается в качестве принципа составления финотчетности

Соотношение затраты-выгоды: затраты на предоставление в отчетности определенной финансовой информации не должны превышать выгоды от такого предоставления

Не является условием ведения бухучета и составления финотчетности

Рассматривается как одно из оснований предоставления данных в финотчетности

Отклонение от стандартов

Не допускаются

Допускаются в исключительных случаях, если выполнение требований стандарта может ввести в заблуждение пользователя настолько, что это будет противоречить цели составления финотчетности

Использование аналогий

Не дпускается

Если в системе МСФО нет положений, регулирующих учет той или иной операции, то допускается использование положений иных стандартизационных систем, которые "родственны" системе МСФО

Несущественные статьи

Отсутствует отговорка о том, что стандарты не применяются к несущественным статьям

МСФО не применяется к несущественным статьям. Т.е. предприятия не обязано раскрывать информацию, требуемую МСФО, если статья несущественна

Форматирование и состав отчетности

Формат финансового отчета (название статей, их размещение в отчетах)

Регламентированы типовые формы, утвержденные Минфином: - баланс; - отчет о финансовых результатах; - отчет о движении денежных средств; - отчет о собственном капитале; - примечание к финотчетности.

Формат отчетов не регламентирован

Статьи с прочерками

Если статья типовой формы не содержит показателя, в ней ставится прочерк

Статьи без показателей в отчетности не проводятся

Отчетность для небольшого бизнеса

Закон о бухучете и П(С)БУ 25 ограничивают предоставление отчетов субъектами малого предпринимательства балансом и отчетом о финансовых результатах

IFRS for SME требует от субъектов среднего и малого бизнеса составлять все виды отчетов. Отчет об изменениях в капитале может быть заменен Отчетом о прибыли за период и нераспределенной прибыли. Согласно п.1.2. IFRS for SME: "Предприятиями малого и среднего бизнеса являются те предприятия, которые: (а) не обязаны предоставлять свою финансовую отчетность, и (б) выпускают финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей"

Промежуточная отчетность: состав

Предприятия, за некоторыми исключениями (плательщики налога на прибыль по нулевой ставке), дорлжны составлять финотчетность поквартально. Поквартальную (промежуточную) финотчетность подают в составе баланса и отчета о финансовых результатах

МСБУ 34 не требует составлять промежуточные финотчетности в обязательном порядке. Промежуточная финотчетность составляется в полном составе (отчет о финансовом положении, о совокупной прибыли, об изменениях в капитале, о движении денежных средств и примечания) или в сжатой форме

Промежуточная отчетность: периодизация

Поквартально

Период отчета может избирать предприятие

Промежуточная отчетность: Отчет о совокупной прибыли (в нацсистеме - отчет о финрезультатах)

Составляют нарастающим итогом с начала года

Отчет о совокупной прибыли подают за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий год до даты отчетности

Промежеточная отчетность: исключение для отражения отстроченных налогов и расходов по налогу на прибыль

Отстроченные налоговые активы и обязательства могут отражаться в сумме на конец предыдущего года. Расходы по налогу на прибыль отражаются в сумме текущего налога

Исключения отстутствуют

Виды отчетности

Консолидированная и индивидуальная

Консолидированная, отдельная и нидивидуальная. При составлении отдельной отчетности метод участия в капитале для учета инвестиций не применяют. Индивидуальную отчетность не составляют материнские компании

Примечания: формат

Значительная часть примечаний представлена в заданном Минфином формате (форма №5). Кроме того, П(С)БУ содержат требования раскрытия информации в примечаниях, которые многие предприятия на практике игнорируют

Примечания приводят к свободной форме

Примечания: ссылки

Указание в отчетах ссылок на примечания не требуется

Указание в отчетах ссылок на примечания требуется

Примечания: сравнительная информация

В форме №5 сравнительная информация не приводится

Приводится сравнительная информация за предыдущий период

С принятием Налогового кодекса наметилась тенденция к увеличению данного разрыва. С этого момента нормы целого ряда П(С)БУ начали адаптироваться под положения Кодекса. Как следствие — украинский бухучет уходит все дальше от учета международного. Попытки согласовать бухгалтерский учет с налоговым путем внесения изменений в национальные стандарты с одновременной оглядкой на международный учет напоминают погоню за двумя зайцами, которая, как известно, не может увенчаться успехом. При этом, похоже, что в последнее время Минфин начал отдавать предпочтение «налоговому зайцу»[2].

Наличие разрыва между П(С)БУ и МСФО признано на законодательном уровне. Это можно объяснить наличием в Законе о бухгалтерском учете (в редакции от 12.05.2011 г.) нормы, которая обязывает публичные акционерные общества, банки и страховщиков, а также предприятия из перечня, устанавливаемого Кабмином, предоставлять отчетность по МСФО. А так как для указанных субъектов хозяйственной деятельности подача отчетности по международным стандартам является обязательной, расхождения между П(С)БУ и МСФО, по мнению законодателя, являются существенными.

Перечень использованной литературы:

1. И. Чалый Основные несоответствия системы ПСБУ и МСФО: краткий справочник для бухгалтера// бухгалтерская газета «Все о бухгалтерском учете» № 37 от 25.04.2012г.

2. Чем отличаются национальные стандарты бухгалтерского учета (П(С)БУ) от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО, МСБУ)? // [Электронный ресурс] и Режим доступа : [сылка более недоступна}