| Дудуляк Н.В., Черникова Е.Г.
  Переход на МСФО: общие требования к отчетности2012 год, как в свое время год 1999,
стал переломным для украинской бухгалтерии. Именно с 2012 года часть украинские
компаний попало под требование обязательного составления финансовых отчетов по
международным стандартамНачиная с 1998 г. в Украине был взят
курс на реформирование бухгалтерского учета и приведение его в
соответствие с международными стандартами. Кабинетом Министров было издано
соответствующее постановление (от 28.10.1998 г. №1706), а в принятом в 1999 г.
Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» задекларирован следующий
принцип (ст.1): национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета не
должны противоречить международным стандартам[2].
 Не обращая внимание на то, что МСФО служило
базой для создания П(С)БУ  на
сегодняшний момент существуют расхождения. В процессе трансформации финансовой
отчетности украинских предприятий на международные стандарты следует учесть
следующие общие требования. Эти общие требования приведены в сравнительном
анализе между П(С)БУ и МСФО. Также следует указать, что под системой П(С)БУ
понимается не только собственные национальные положения (стандарты), но и
другие документы регламентирующие бухгалтерский учет (Закон Украины «о
бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99г №996-XIV
(далее – Закон о бухучете), Инструкция по применению Плана счетов, различные
Методические рекомендации и разъяснения государственных органов).  
 Таблица
1 – Общие требования составления и предоставления отчетности [1]
 
 
  | Концептуальные положения
   |  
  | Вопрос 
   | П(С)БУ
   | МСФО
   |  
  | Принцип осмотрительности
   | Установлен в качестве одного из основных принципов составления
  финотчетности
   | Не рассматривается в качестве принципа составления финотчетности
   |  
  | Соотношение затраты-выгоды: затраты на предоставление в отчетности
  определенной финансовой информации не должны превышать выгоды от такого
  предоставления
   | Не является условием ведения бухучета и составления финотчетности
   | Рассматривается как одно из оснований предоставления данных в
  финотчетности
   |  
  | Отклонение от стандартов
   | Не допускаются
   | Допускаются в исключительных случаях, если выполнение требований
  стандарта может ввести в заблуждение пользователя настолько, что это будет
  противоречить цели составления финотчетности
   |  
  | Использование аналогий
   | Не дпускается
   | Если в системе МСФО нет положений, регулирующих учет той или иной
  операции, то допускается использование положений иных стандартизационных
  систем, которые "родственны" системе МСФО
   |  
  | Несущественные статьи
   | Отсутствует отговорка о том, что стандарты не применяются к
  несущественным статьям
   | МСФО не применяется к несущественным статьям. Т.е. предприятия не обязано
  раскрывать информацию, требуемую МСФО, если статья несущественна
   |  
  | Форматирование и состав отчетности
   |  
  | Формат финансового отчета (название статей, их размещение в отчетах)
   | Регламентированы типовые формы, утвержденные Минфином: - баланс; - отчет
  о финансовых результатах; - отчет о движении денежных средств; - отчет о
  собственном капитале; - примечание к финотчетности.
   | Формат отчетов не регламентирован
   |  
  | Статьи с прочерками
   | Если статья типовой формы не содержит показателя, в ней ставится прочерк
   | Статьи без показателей в отчетности не проводятся
   |  
  | Отчетность для небольшого бизнеса
   | Закон о бухучете и П(С)БУ 25 ограничивают предоставление отчетов
  субъектами малого предпринимательства балансом и отчетом о финансовых
  результатах
   | IFRS for SME требует от субъектов среднего и малого бизнеса составлять
  все виды отчетов. Отчет об изменениях в капитале может быть заменен Отчетом о
  прибыли за период и нераспределенной прибыли. Согласно п.1.2. IFRS for SME:
  "Предприятиями малого и среднего бизнеса являются те предприятия,
  которые: (а) не обязаны предоставлять свою финансовую отчетность, и (б)
  выпускают финансовую отчетность общего назначения для внешних
  пользователей"
   |  
  | Промежуточная отчетность: состав
   | Предприятия, за некоторыми исключениями (плательщики налога на прибыль по
  нулевой ставке), дорлжны составлять финотчетность поквартально. Поквартальную
  (промежуточную) финотчетность подают в составе баланса и отчета о финансовых
  результатах
   | МСБУ 34 не требует составлять промежуточные финотчетности в обязательном
  порядке. Промежуточная финотчетность составляется в полном составе (отчет о
  финансовом положении, о совокупной прибыли, об изменениях в капитале, о
  движении денежных средств и примечания) или в сжатой форме
   |  
  | Промежуточная отчетность: периодизация
   | Поквартально
   | Период отчета может избирать предприятие
   |  
  | Промежуточная отчетность: Отчет о совокупной прибыли (в нацсистеме -
  отчет о финрезультатах)
   | Составляют нарастающим итогом с начала года
   | Отчет о совокупной прибыли подают за текущий промежуточный период и
  нарастающим итогом за текущий год до даты отчетности
   |  
  | Промежеточная отчетность: исключение для отражения отстроченных налогов и
  расходов по налогу на прибыль
   | Отстроченные налоговые активы и обязательства могут отражаться в сумме на
  конец предыдущего года. Расходы по налогу на прибыль отражаются в сумме
  текущего налога
   | Исключения отстутствуют
   |  
  | Виды отчетности
   | Консолидированная и индивидуальная
   | Консолидированная, отдельная и нидивидуальная. При составлении отдельной
  отчетности метод участия в капитале для учета инвестиций не применяют.
  Индивидуальную отчетность не составляют материнские компании
   |  
  | Примечания: формат
   | Значительная часть примечаний представлена в заданном Минфином формате
  (форма №5). Кроме того, П(С)БУ содержат требования раскрытия информации в
  примечаниях, которые многие предприятия на практике игнорируют
   | Примечания приводят к свободной форме
   |  
  | Примечания: ссылки
   | Указание в отчетах ссылок на примечания не требуется
   | Указание в отчетах ссылок на примечания требуется
   |  
  | Примечания: сравнительная информация
   | В форме №5 сравнительная информация не приводится
   | Приводится сравнительная информация за предыдущий период
   |  С принятием Налогового кодекса наметилась тенденция к увеличению данного разрыва. С
этого момента нормы целого ряда П(С)БУ начали адаптироваться под положения
Кодекса. Как следствие — украинский бухучет уходит все дальше от учета
международного. Попытки согласовать бухгалтерский учет с налоговым путем
внесения изменений в национальные стандарты с одновременной оглядкой
на международный учет напоминают погоню за двумя зайцами, которая,
как известно, не может увенчаться успехом. При этом, похоже, что в последнее
время Минфин начал отдавать предпочтение «налоговому зайцу»[2].
 Наличие разрыва между П(С)БУ и МСФО
признано на законодательном уровне. Это можно объяснить наличием в Законе о бухгалтерском
учете (в редакции от 12.05.2011 г.) нормы, которая обязывает публичные
акционерные общества, банки и страховщиков, а также предприятия из
перечня, устанавливаемого Кабмином, предоставлять отчетность по МСФО. А так как
для указанных субъектов хозяйственной деятельности подача отчетности по международным
стандартам является
обязательной, расхождения между П(С)БУ и МСФО, по мнению законодателя, являются
существенными.
 Перечень использованной литературы:
 1. И. Чалый Основные несоответствия системы ПСБУ и
МСФО: краткий справочник для бухгалтера// бухгалтерская газета «Все о
бухгалтерском учете» № 37 от 25.04.2012г.
 2. Чем отличаются национальные
стандарты бухгалтерского учета (П(С)БУ) от международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО, МСБУ)? // [Электронный ресурс] и Режим доступа : [сылка более недоступна}
  
  
 |