Экономическая история России (Дусенбаев А.А.)

Экономическое развитие России в первой половине XIXв

В 20-х гг. XIX в. выросло большое количество сельскохозяйственных обществ, появляется литература агрономического характера. Бурному обсуждению подвергаются заграничные инновации в сфере сельского хозяйства. В России находят применение техническим сельскохозяйственным новинкам. Города пестреют выставками, посвященными теме сельского хозяйства. В помещичьих усадьбах разводят племенной скот, обустраиваются мастерские по изготовлению сельхозтехники и др. Но проекты по замене крестьянского труда машинным производством все же остаются уделом одиночек-энтузиастов. Большинство помещиков не заинтересовано в коренном изменении деревни, так как механическое производство стоит капиталовложений, а за крестьянский труд можно не платить.

В Черноземье увеличение барщины происходит настолько, что у крестьянина полностью отсутствует время на обработку собственной земли. И помещик вынужден брать всю его семью на содержание, т. е. переводит его на «месячник» (выдает продукты на месяц). Так как крестьянин в этом случае сам себя уже не содержит, то такая эксплуатационная форма называться феодальной в чистом виде уже не может.

Крестьянство русского Севера к тому времени уже платит повышенный оброк. Денег на уплату не хватало, поэтому часть крестьян активно занялась промыслами, часть уходила на промышленную работу. Оброк выплачивался из средств, заработанных неземледельческим трудом. Из этого следует, что деньги, заработанные не на земле, феодальной рентой считаться не могут.

Становится очевидным тот факт, что феодализм в чистом проявлении с его натуральной формой ведения хозяйства постепенно обретает некую феодально-полукапиталистическую форму.

Понимая, что крепостной труд и повышение оброка не стимулируют рост сельского хозяйства, помещики стали пользоваться трудом наемных работников, который становился теперь обычным явлением для деревни. Теперь зажиточное крестьянство могло само не выходить в поле, а послать вместо себя вольнонаемных работников.

Феодализм постепенно приходит в упадок, чем существенно подрывает дворянскую монополию на землю. Ведь теперь землевладельцем мог стать гражданин, дворянского звания не имевший. А в 1801 г. разрешены торговые сделки с землей без крестьян (земля стала товаром). Сколотившие капитал государственные крестьяне и купцы скупали именья разорявшихся помещиков. Прогрессивно настроенные умы того времени уже ясно понимали, что крепостничество, тормозившее развитие страны, просто обречено. Первыми за радикальные изменения выступили декабристы.

Существенные изменения произошли в промышленности с введением машинного производства. Импорт машин из-за границы увеличился и к 50-м гг. ХIX в. достиг 8 млн руб. В крупных городах развивалась новая отрасль – машиностроение. В 1763 г. Ползуновым сконструирован первый паровой двигатель. Но несмотря на все это отечественная промышленность, приспособленная в XVIII в. под крепостной труд, уже не могла существовать в XIX в., когда в мире вовсю развивался капитализм. Крепостничество тормозило развитие производства не только там, где этот труд применялся, но и там, где его не было. Помимо этого, применение машин становилось просто невыгодным, так как после ее установки освобождалось несколько рабочих мест. Но хозяин уволить рабочих не мог, потому что они являлись его собственностью. Иметь дорогую машину да еще в придачу неработающие рты было слишком накладно.

Самой успешной промышленностью того времени была хлопчатобумажная, где крепостной труд не применялся совсем, а самой отсталой – горнометаллургическая, так как горные заводы одним наемным трудом тогда невозможно было обеспечить.

В первой половине XIX в. происходит знаменательное событие – открытие первой в России железной дороги (1837 год). Правда, изначально она создавалась как некий увеселительный аттракцион. Но для умных и деловых людей она предстала в качестве возможного транспортного средства, с помощью которого можно будет осуществлять дальние поставки. И уже в 40-х гг. осуществляется железнодорожное строительство в хозяйственных целях. Развитие российского транспорта приводит к некоторым последствиям – падению прибыли купцов, «задиравших» непомерные цены из-за отсутствия более-менее одинаковых цен в разных городах; перестают устраиваться ярмарки, потерявшие теперь свое значение (остаются лишь крупные – Новгородская и Ирбитская). Совершенствование транспортной системы очень важно для страны, так как способствует ее развитию во многих отношениях. Совершенствуется банковская финансовая система.



Зильбертова Т.Н. История экономики | Ионова С.М. История экономики | Кушнир И.В. История экономики | Дусенбаев А.А. Экономическая история России