Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Эффект замещения и эффект дохода

Реакция покупательского спроса, вызванного изменением цен покупаемых благ, получила название эффектов замещения и дохода. Эффект дохода — это величина спроса, определяющегося изменением реального дохода, вызванного движением (ростом или снижением) цен. Эффект замещения можно анализировать в двух вариантах: либо как изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянных бюджетных возможностях (и реальном доходе) потребителя (эффект замещения по Слуцкому); либо как изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянном уровне полезности реального дохода потребителя (эффект замещения по Хиксу).

Оба варианта равноценны по методике и практически приемлемы, так как показывают примерно одинаковые изменения в величине спроса, вызванные эффектом замещения (рис. 7.7).

Рис. 7.7 построен с помощью кривых безразличия 1, 2, 3 и кривых бюджетных ограничений KL. Он показывает интересующие нас эффекты дохода и замещения одних благ другими. В частности, на рис. 7.7, а эти эффекты иллюстрируются двумя кривыми безразличия 1 и 2, а также сместившейся бюджетной линией, угол наклона которой определяется соотношением цен благ X и Y (объем закупок блага X изменился вследствие движения (снижения) цен). Наиболее оптимальным оно будет (при полном использовании дохода) в точке E2 где снижение цен вызвало эффект смещения одних благ другими (изменение структуры покупок в пользу подешевевших благ) и более высокий уровень потребления (эффект дохода).

На рис. 7.7, б бюджетная линия, смещаясь вправо, иллюстрирует общий рост платежеспособности. Эффект замещения и эффект дохода здесь могут быть определены в соответствии с тем, в каком направлении и размере менялись цены по оси X. Структура закупок благ X менялась, смещаясь от Х1 к Х2. Эффект замены здесь складывается из смещения от Х1 в сторону Х3, указывая на эффект замещения, а также смещения от Х3 в сторону Х2, указывая на эффект дохода, где при полном использовании имеющихся бюджетных возможностей уровень потребления будет оптимальным и наиболее высоким (точка Е2).

Следует отметить некоторое своеобразие рассмотренных эффектов. Так, например, при росте цены блага эффект замещения всегда имеет отрицательное значение, тогда как величина эффекта дохода зависит от субъективного отношения покупателя к данному благу и может быть различной. Например, эффект дохода всегда отрицателен для нормальных (качественных) благ, поскольку между движением их цены и объемом спроса существует обратная зависимость. Эффект дохода будет положителен, а абсолютная величина эффекта дохода будет выше эффекта замещения лишь по отношению к некачественным потребительским благам (так называемые товары, или блага, Гиффена (Giffengoods)) при растущем реальном доходе потребителей, когда даже при снижающейся цене сокращается объем спроса на данное (неполноценное, некачественное) благо. Ситуация положительного значения эффекта дохода и товара Гиффена исчезает в условиях снижающихся реальных доходов населения, раскупающего любые, даже некачественные, товары, тем более при любых значениях снижения их цены.

Смещение линии бюджетных возможностей вправо вверх происходит в двух случаях: либо когда растут реальные доходы при неизменных ценах; либо когда реальные доходы неизменны, а цены снижаются. При этом каждой сместившейся вправо бюджетной линии соответствует кривая безразличия более высокого уровня. Точка касания этих кривых соответствует покупательскому равновесию, установившемуся на более высоком уровне потребления. Если реальные доходы вновь будут возрастать, равновесие бюджетных возможностей и потребления вновь сместится в сторону более высокого уровня потребления. Это должно быть отмечено новой точкой касания кривых бюджетных возможностей и безразличия, где установилось потребительское равновесие более высокого уровня, и т.д. Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, соединенные в единую линию, образуют кривую «доход — потребление». Эта зависимость между реальными доходами и потреблением впервые была обоснована и показана графически английским экономистом, нобелевским лауреатом Джоном Хиксом (1904—1989), который назвал ее кривой уровня жизни. Несколько ранее немецкий статистик Эрнст Энгель (1821—1896), изучая структуру бюджетов рабочих семей, уточнил закономерности распределения доходов между такими группами товаров, как пища и одежда, жилище и коммунальные услуги, а также товары и услуги более высокого уровня. Кривая «цена — потребление» — это иллюстрация случаев влияния частичного снижения цен при неизменных доходах (рис. 7.8, а, б).

Если произошло понижение цены лишь одной группы благ, то смещение линии бюджетных ограничений вправо произойдет только вдоль той оси, где они представлены (на оси X). Напомним, что равновесие устанавливается в точке касания двух кривых: бюджетной линии (L) и кривой безразличия (К). На рис. 7.8 видно, что если через все точки равновесия промести соединительную линию, то получим новую кривую под названием «цена — потребление». Эта кривая, с одной стороны, показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим, а с другой — служит нужным инструментом для определения искомой кривой индивидуального спроса. В данном случае мы получим кривую спроса покупателя благ X , если поместим все точки Y(P) кривой «цена — потребление» в координаты обычного графика с ценами (Р) на вертикальной оси и количеством покупок блага X(Q) — на горизонтальной оси (рис. 7.9). Полученная кривая спроса не только повторяет линию «цена — потребление», но также подтверждает важную особенность закона спроса — убывающую полезность любого блага и обратную зависимость между движением цен и количеством закупок по этой цене.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория