Каталог статей |
Стоянова А.А.,к.э.н., доцент Ягмур Е.А. Единый налог: методологические и правовые аспекты учета.В этой статье подробно объясняется, что такое единый налог и указано все, что должен знать о нем частный предприниматель.20 октября 2011 года наконец свершилось то, чего с замиранием сердца ждали многие предприниматели с того дня, когда вступил в силу Налоговый Кодекс Украины: парламент проголосовал за внесение изменений в действующее законодательство относительно упрощенной системы налогообложения. Президент подписал законопроект и изменения вступили в силу 1 января 2012 года. Актуальность темы исследования обусловлена введением новшеств в упрощенную систему налогообложения: предпринимателям удалось добиться того, чтобы власть исключила наиболее одиозные нормы из Налогового кодекса. Благодаря этому единый налог был сохранен хоть в каком-то виде. Видимо, опасаясь очередных массовых протестов, парламент все же включил в повестку дня рассмотрение данного законопроекта. Новый закон об упрощенной системе не идеален, однако новые правила все же прогрессивнее прежних. Цель данной работы является изучение современного состояния системы налогообложения в виде единого налога и путей ее совершенствования. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных пунктом 297.1 статьи 297 Налогового Кодекса Украины, на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных настоящей главой, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности. Единый налог - наиболее распространенная из действующих систем налогообложения у предпринимателей Украины. Если предприниматель работает на этой системе, это означает, что он ежемесячно платит фиксированную сумму, избегая при этом потребности оплачивать ряд налогов и сборов. Плательщики единого налога согласно Налогового кодекса подразделяться на 4 группы: 1) первая группа - физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющих исключительно розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривен ; 2) вторая группа - физические лица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и населению, производство и продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; объем дохода не превышает 1 000 000 гривен. При этом следует иметь в виду, что ко второй группе не относятся физические лица - предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества. Такие физические лица - предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы; 3) третья группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; объем дохода не превышает 3 000 000 гривен; 4) четвертая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: среднесписочная численность работников не превышает 50 человек; объем дохода. Не могут быть плательщиками единого налога: v субъекты хозяйствования (юридические и физические лица - предприниматели), которые осуществляют: Ø 1) деятельность по организации, проведению азартных игр; Ø 2) обмен иностранной валюты; Ø 3) производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин); Ø 4) добыча, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования; Ø 5) добыча, реализация полезных ископаемых; Ø 6) деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, осуществляемой страховыми агентами, определенным Законом Украины "О страховании"; Ø 7) деятельность по управлению предприятиями; Ø 8) деятельность по предоставлению услуг почты и связи; Ø 9) деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата; Ø 10) деятельность по организации, проведение гастрольных мероприятий; v физические лица - предприниматели, которые осуществляют технические испытания и исследования, деятельность в сфере аудита; v физические лица - предприниматели, которые предоставляют в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 квадратных метров, нежилые помещения (здания, строения) и / или их части, общая площадь которых превышает 300 квадратных метров; v страховые (перестраховочные) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг; v субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность частиц, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25 процентов; v представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога; v физические и юридические лица - нерезиденты; v субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Еще один важный моментом является, то что плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за поставленные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной или безналичной). Ставки единого налога устанавливаются: в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц: 1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах от 1 до 10 процентов размера минимальной заработной платы; 2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах от 2 до 20 процентов размера минимальной заработной платы. Процентная ставка единого налога для третьей и четвертой групп плательщиков единого налога устанавливается в размере: 1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога. Применяется также повышенная ставка единого налога для плательщиков первой, второй и третьей групп в размере 15 процентов: 1) к сумме превышения объема дохода, определенного выше; 2) к доходу, полученному от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога, отнесенного к первой или второй группы; 3) к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, т.е не в денежной форме; 4) к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения. Ставки единого налога для плательщиков четвертой группы устанавливаются в двойном размере ставок, определенных выше: 1) к сумме превышения объема дохода, определенного выше для этой группы; 2) к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, т.е не в денежной форме; 3) к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа текущего месяца. Они также могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года. Начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога первой и второй групп осуществляется органами государственной налоговой службы на основании заявления такого плательщика по размеру выбранной ставки единого налога, заявления относительно периода ежегодного отпуска или заявления о сроке временной потери трудоспособности. Плательщики единого налога первой и второй групп, которые не используют труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни, подтвержденной копией листа (листьев) нетрудоспособности, если она длится 30 и более календарных дней. Плательщики единого налога третьей и четвертой групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал. Уплата единого налога производится по месту налогового адреса. Ошибочно или излишне уплаченные суммы единого налога подлежат возврату плательщику. Единый налог, начисленный за превышение объема дохода, уплачивается в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал. В случае прекращения налогоплательщиком единого налога осуществления хозяйственной деятельности налоговые обязательства по уплате единого налога начисляются такому плательщику до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором в орган государственной налоговой службы подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с прекращением осуществления хозяйственной деятельности. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам: 1) налога на прибыль предприятий; 2) налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложены соответствии с настоящей главой; 3) налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, которые выбрали ставку единого налога, бег его уплаты; 4) земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности; 5) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности; 6) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. ). Плательщики единого налога несут ответственность за правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты сумм единого налога, а также за своевременность представления налоговых деклараций. Как видим, плательщик единого налога не освобождается от уплаты единого социального взноса. В случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины налоги, сборы и таможенные пошлины оплачиваются плательщиком единого налога на общих основаниях. Литература: 1. Савченко О. Единый налог.- 7-е изд., перераб. и доп.- Х.:Фактор, 2011.- №7-с.20-25. 2.Плательщикам единого налога. Тематический блок.- 2004- №12.-С.26-51. 3.Еженедельник «ГлавБух». Все о едином налоге /Сб. нормативных документов: - К.: «Универсал – Бизнес», 2011г.- 263с.
|