Исавнин А.Г., Фархутдинов И.И.
Целью
данной работы является выявление основных рисков, связанных с применением
производственного аутсорсинга на российских автомобилестроительных
предприятиях, и предложение возможных мер по их снижению.
Анализ
информации из существующей литературы по данной тематике, основанной на опыте
отечественных и иностранных автомобилестроительных компаний, позволил нам выделить
три основные группы рисков:
Далее
представим основные риски, относящиеся к той или иной группе, причины их возникновения
и возможные меры по их снижению (таблица 1).
Группа рисков
|
Основные риски
|
Причины
|
Меры по снижению рисков
|
Риски, связанные с передачей в
аутсорсинг сторонним поставщикам
|
Иностранные компании
|
Неподконтрольное повышение цен покупных компонентов
|
Колебание курса валют
|
Заключение договоров в российской валюте
|
Рост налогов, таможенных пошлин и логистических затрат
|
Наличие альтернативных российских поставщиков.
Переход в режим промышленной сборки.
|
Неблагоприятное изменение цен на рынке
|
Специальный резерв покрытия непредвиденных расходов
|
Отечественные компании
|
Неподконтрольное повышение цен покупных компонентов
|
Монопольное положение поставщика позволяет диктовать свои цены
|
Наличие альтернативных поставщиков.
Наличие альтернативных соглашений.
|
Недоверие поставщика к клиенту заставляет включать в цену высокую
рисковую надбавку
|
Мониторинг отклонения фактических цен покупных компонентов от проектных.
Заключение долгосрочных контрактов.
|
Неблагоприятное изменение цен на рынке
|
Специальный резерв покрытия непредвиденных расходов
|
Низкое качество покупных компонентов
|
Монопольное положение поставщика, позволяет диктовать свои условия
|
Наличие альтернативных поставщиков.
Наличие альтернативных соглашений.
|
Желание поставщика сэкономить на производстве компонентов путём закупки
дешёвых и некачественных изделий для своей продукции
|
Контроль качества производства компонента у поставщика
|
Устаревшее оборудование и технология производства у поставщика
|
Выбор поставщика компонентов современного уровня и высокого качества
|
Утечка информации и возникновение нового конкурента, обладающего
заимствованными знаниями и опытом заказчика
|
Стремление поставщика получить дополнительную прибыль за счет реализации
изготовленных для заказчика компонентов третьим лицам
|
В договоре на поставку предусмотреть штрафные санкции
|
Срыв сроков поставок
|
Нехватка производственных мощностей у поставщика
|
Наличие альтернативных поставщиков
|
Долгий технологический процесс подготовки производства у поставщика
|
Возможность производить компоненты по "обходным" технологиям
|
Отсутствие инноваций
|
Отсутствие конкурентной борьбы на аутсорсинговом рынке
|
Наличие альтернативных поставщиков
|
Незаинтересованность поставщика в долгосрочном развитии - желание выжать
максимальную прибыль
|
Риски, связанные с передачей в
аутсорсинг дочерним обществам
|
100% дочернее общество
|
Сохранение высоких издержек производства или их увеличение
|
Как правило, вывод собственного подразделения в дочернее общество несёт
формальный характер - "псевдо-аутсорсинг"
|
Правильное понимание и интерпретация понятия "Аутсорсинг"
|
Раздутие штата в дочернем обществе
|
Выведенное собственное подразделение в дочернее общество нередко остаётся
монополистом на рынке аутсорсинга
|
Поиск дополнительных потребителей продукции дочернего общества
|
Повышение цен на продукцию аутсорсера
|
Недобросовестность аутсорсера, закупающего комплектующие изделия для
своей продукции через посреднические фирмы
|
Централизованная система закупок комплектующих изделий для аутсорсера
|
Совместное предприятие (СП)
|
Низкое качество покупных компонентов
|
В погоне за снижением цены СП закупает дешёвые заготовки для своей
продукции
|
Контроль качества производства компонента у СП.
Локализация у заказчика компонентов продукции СП.
|
Повышение цен на продукцию СП
|
Колебание курса валют
|
Заключение договоров в российской валюте
|
Неблагоприятное изменение цен на рынке
|
Специальный резерв покрытия непредвиденных расходов
|
Завышенные накладные расходы СП
|
Поиск дополнительных потребителей продукции СП
|
Завышенные цены на сборочные комплекты
|
Локализация у заказчика компонентов продукции СП
|
Отсутствие инноваций и "деградирование" продукции СП
|
Нежелание иностранного партнёра адаптировать конструкцию компонента под
российские условия эксплуатации
|
Поиск дополнительных российских потребителей продукции СП.
Наличие альтернативных стратегических партнёров.
|
Многие иностранные компании считают, что российский рынок – это место
«второй жизни» для их устаревающей продукции
|
Наличие альтернативного российского стратегического партнёра
|
Зависимость от иностранного партнёра
|
Авторитарное давление со стороны более сильного иностранного партнёра
|
Наличие альтернативных стратегических партнёров
|
Внутренние риски предприятия
|
Сохранение высоких издержек производства или их увеличение
|
Отсутствие проведения оптимизации площадей, так как реинжиниринг требует
больших инвестиций
|
Поэтапное проведение реинжиниринга и аутсорсинг-проектов.
Софинансирование реинжиниринга государством.
|
Отсутствие проведения оптимизации персонала, так как массовое сокращение
людей не приемлемо для градообразующих предприятий
|
Переквалификация высвобождаемого персонала и концентрация их на основных
компетенциях
|
Остановка производства
|
Банкротство поставщика-аутсорсера
|
Наличие альтернативных поставщиков
|
Рыночные риски
|
Изменение рыночной конъюнктуры
|
Создание резервного фонда
|
Потеря чистой прибыли продукта
|
Потеря маржинальной прибыли продукта как следствие снижения добавочной
стоимости предприятия в стоимости продукта
|
Искусственное повышение цены продукта.
Применение стратегии сорсингового манёвра.
Реинжиниринг бизнес-процессов, позволяющий снизить накладные расходы.
|
Потеря компетенции (персонал, оснастка, оборудование и др.)
|
Заказчик концентрируется на производстве только основных компонентов
продукта
|
Взвешенное принятие решения при отказе от собственного производства
|
Следует
также добавить, что не все бизнес-процессы предприятия могут быть подвергнуты
аутсорсингу, поэтому руководству компаний вместо вопроса «Что нужно передать в
аутсорсинг?» следует задаваться вопросом «Что оставить у себя?». И после
принятия взвешенных решений о применении производственного аутсорсинга
необходимо включить в контракт стратегию выхода, позволяющего вернуть переданные
бизнес-процессы назад в компанию без потерь [3, с. 108].
Обычно
производственный аутсорсинг применяется с целью улучшения производственных
процессов, снижения издержек и повышения качества выпускаемой продукции. Однако
не проведённый должным образом анализ рисков может привести к снижению
конкурентоспособности предприятия и ухудшению финансовой состоятельности
предприятия. Существует даже мнение, что в ближайшем будущем аутсорсинг с
присущими ему рисками потеряет привлекательность среди крупных компаний. Но, не
смотря на это, в России имеются примеры успешного применение производственного
аутсорсинга, и само наличие данных примеров говорит о том, что аутсорсинг будет
развиваться [4]. И для успешного его развития, очевидно, что риск-менеджмент и
процесс передачи бизнес-процесса в аутсорсинг должны быть тесно интегрированы [1,
с. 45].
1. Аутсорсинг: история,
методология, практика: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 112 с.
2. Консалтинговая компания
PA Consulting Group, [сылка более недоступна}
3. Аутсорсинг: в поисках
конкурентных преимуществ.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
– 176 с.
4. Шелухин И.С. Развитие
промышленного аутсорсинга в России, где крупный бизнес может заработать на
малом // Журнал «КОМПАС промышленной реструктуризации», 2003. № 4(5)., [сылка более недоступна}