главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика (Ищенко Е.П.)

Особенности первоначальных следственных действий

 

Осмотр места ДТП. При поступлении сообщения о дорожно-транспортном происшествии, связанного с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значительного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам раскрываемой категории.

1. Нужно помнить настоятельную необходимость скорейшего освобождения проезжей части дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, могущих иметь значение для дела, произвести необходимые измерения, а затем осмотр. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия – фотографирования могут быть использованы видеозапись и стереофотограмметрические методы съемки.

Последние заключаются в фотографировании с помощью специальной аппаратуры в определенных пространственных условиях. Это обеспечивает использование полученных снимков для масштабной реконструкции места ДТП и его обстановки с целью выяснения всех его обстоятельств. Такое фотографирование производится с помощью специалиста-фотограмметриста. Впоследствии на стереократирующем приборе на специальном бланке составляется масштабный план. На этом же бланке размещаются контактные отпечатки стереофотограммы с указанием адреса (или местонахождения объекта) и даты происшествия, ставятся подписи понятых. Оформленный и заверенный подписью следователя план места ДТП приобщается к материалам уголовного дела. Данный метод весьма эффективен, поскольку на месте ДТП объекты можно не измерять – их размеры устанавливаются по полученным изображениям. Стереофотограмметрической аппаратурой располагают крупные города страны с наиболее интенсивным движением транспорта.

2. Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая дорога, перекресток, поворот влево или вправо, развилка), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, бетон, асфальт), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.). Далее изучается расположение на месте происшествия транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону и т.д.) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).

Границы участка дороги следует максимально увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и рисунок тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств по отношению к элементам проезжей части и к определенной границе проезжей части (тротуару, обочине и т.д.).

Поскольку установление скорости движения транспортного средства нередко имеет исключительно важное значение для расследования, необходимо очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Эта величина с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, вероятного веса автомашины, степени изношенности ее покрышек, состояния тормозной системы, а иногда и силы ветра может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению. Наиболее применимы следующие способы установления скорости автомашины: 1) по специальным таблицам; 2) по формуле, разработанной специалистами-автотехниками; 3) путем производства следственного эксперимента.

3. Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка ДТП позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко ввиду интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения трассы для проезда транспорта труп приходится осматривать в морге. В любом случае в ходе осмотра должны быть зафиксированы в протоколе месторасположение трупа по отношению к транспортному средству и его следам, окружающим предметам и элементам дороги, описаны поза и трупные явления (степень окоченения, трупные пятна). Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протектора, облицовки радиатора, бампера и других частей автомобиля, помарок машинной смазки, частиц краски, металла, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, характер, месторасположение.

4. Значительные особенности имеет осмотр транспортного средства. Автомобиль осматривают на месте происшествия или там, где он обнаружен после ДТП. В начале осмотра фиксируется тип, марка и номерной знак автомашины; выявляются повреждения, возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части. Тщательному обследованию должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения, волокна от одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т.п. В этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины.

Осматривая автомобиль, нужно изучить состояние тормозной системы, рулевого управления, других узлов и агрегатов. Работу тормозов, если это возможно, следует проверить при небольшой скорости движения или измерить замедление с помощью деселерографа. Рулевое управление проверяется люфтометром. Необходимо проверить работу осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. При наличии износа рисунка протектора баллоны подлежат обязательному фотографированию.

При осмотре кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). Обязателен поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.

При обнаружении транспортного средства, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется обратить особое внимание на наличие следов недавнего ремонта (выпрямленных вмятин, свежей покраски и т.д.).

Установление и допросы очевидцев

 

Установление и допросы очевидцев. Обычно очевидцы ДТП устанавливаются во время прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы. Ими могут быть пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, проезжавших по трассе в момент ДТП, лица, проживающие в домах в районе места происшествия, лица, по роду своей работы находящиеся на улицах. Очевидцы ДТП могут быть установлены и с помощью средств массовой информации: в местной печати, по радио и телевидению сообщают о факте ДТП и просят очевидцев сообщить в следственные органы все им известное о происшествии.

При допросе очевидцев должны быть выяснены вопросы об условиях восприятия наблюдавшего происшествие, о сложившейся аварийной ситуации и механизме ДТП. Перечень и характер вопросов определяется наличной следственной ситуацией.

Очевидцы ДТП – люди, чьи показания обычно объективны. Однако скоротечность и неожиданность события ДТП ухудшают его восприятие. Субъективные качества очевидца (водитель, пешеход и т.д.) также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и последующего воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Люди не всегда могут разглядеть обстановку, не среагировать на обстоятельства, способствовавшие происшествию. Поэтому важно принять меры к максимально возможному установлению круга очевидцев. Их можно выявить с помощью допрошенных свидетелей, силами работников ГИБДД. При допросе необходимо предъявить очевидцу схему места ДТП. Иногда целесообразен допрос на месте.

Если очевидцы, установленные на месте происшествия, как правило, дают правдивые показания, то практика последних лет показала, что очевидцы, явившиеся к следователю по своей инициативе, особенно при отсутствии обращения к населению с помощью средств массовой информации, нередко лгут. Они могут действовать по просьбе кого-либо из участников ДТП и давать выгодные этим участникам ложные показания. В ходе допросов таких очевидцев надо особенно тщательно выяснять все известные им обстоятельства ДТП, причину их запоздалого обращения к следователю, их отношения с участниками происшествия.

Допрос водителя

 

Допрос водителя. Перед допросом водителя следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В ходе допроса водителя надлежит выяснить состояние его здоровья: принимал ли он алкоголь перед поездкой и в каком количестве; было ли исправно транспортное средство, а если нет, то в чем конкретно выражались неисправности; на каком часу работы водителя произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, состояние погоды и видимость, состояние проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение относительно друг друга и автомашины допрашиваемого; были ли с ним пассажиры и кто они; детально устанавливается механизм ДТП, когда водитель заметил препятствие, какие меры принял для предотвращения столкновения или наезда, разглядел ли сам этот момент наезда или столкновения, если да, то какой частью автомобиля был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто может подтвердить его показания.

Если водитель с места происшествия скрылся и был установлен позже, то при его допросе помимо приведенных вопросов следует выяснить, почему он не оказал помощь потерпевшему и скрылся, принимал ли меры к уничтожению следов происшествия и если да, то в чем именно это выразилось.

Поскольку ДТП, как правило, совершаются неумышленно, то водители обычно склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий. Поэтому они ссылаются на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность потерпевшего, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность автомобиля, резкое ухудшение самочувствия и т.д.

Так как виновный водитель, возможно, не имеет стойких уголовных наклонностей, в ходе его допроса следует максимально использовать метод убеждения. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что ДТП для такого водителя – это трагедия, большое нравственное потрясение. Поэтому допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с другой – предельно тактичным.

Допрос потерпевшего

 

Допрос потерпевшего обычно осуществляется после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей аварийной обстановке. Далее следует уточнить, где он находился в момент происшествия и кто был с ним рядом; как он действовал, видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики (последнее детализируется, если он скрылся с места ДТП). При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных выше обстоятельств, надо выяснить, какой была скорость движения, как вел себя водитель – не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, неисправности транспортного средства, как он действовал после ДТП.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, вследствие чего его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, стресса, а также физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося, поэтому к его показаниям следует относиться осторожно.

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего

 

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего назначается во всех случаях, когда результатом ДТП является гибель людей или им причиняются телесные повреждения. Помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед причинением ему повреждений данная экспертиза имеет своей задачей исследование вопросов о наличии на теле и одежде потерпевшего следов автотранспортной травмы. Это удар конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сотрясение тела в результате такого удара, его сдавливание между колесами и дорогой, между двумя автомашинами либо между автомобилем и неподвижным предметом, трение о части автомашины тела при его волочении по дорожному покрытию и т.д.

Освидетельствование водителя или потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения производится врачами поликлиник, больниц, амбулаторий, а также обычных больниц, станций и пунктов «скорой помощи» и психоневрологических диспансеров. Констатируется факт употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Может быть произведено также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения алкоголя в его организме.



Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика