Каталог статей

Газізова Ю.П.

Анализ опыта экспортно-импортного регулирования экономики Франции

Являясь одной из развитых стран, Франция наработала достаточно богатый опыт государственного регулирования внешнеторговых операций, что стало предпосылкой завоевания продукцией Франции значительной доли международного товарного рынка. В связи с этим анализ опыта страны в экспортно-импортном регулировании является ценным и заслуживает пристального внимания в процессе разработки и корректирования внешнеторговой стратегии Украины. Учет зарубежного опыта и адаптация его к национальным условиям позволит Украине повысить внешнеторговые показатели, оказывать более эффективное стимулируещее воздействие на внешнеторговый сектор страны.

Внешняя торговля во Франции  стала предметом активного государственного регулирования в послевоенный период. В основе политики в области экспортно-импортного регулирования Франции лежит Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (1957 г.). Заключая договор, шесть стран-участниц поставили одной из основных задач образование Общего рынка путем устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, выработки и реализации в отношениях со всеми государствами единой внешнеторговой политики. Теперь в ЕЭС входят 12 стран Западной Европы. 1 июля 1968 г. страны перешли к единой внешнеторговой политике.

Одним из важнейших документов, используемых во внешней торговле Франции (при импорте, экспорте и транзите товаров), является новая стандартная форма таможенной декларации, введенной с 1 февраля 1988 г. в странах ЕС и получившая название единого административного документа (ЕАД). ЕАД распространяется почти на все государства Западной Европы.

ЕАД - это набор однотипных деклараций, заполненных в восьми экземплярах. В нем дается исчерпывающая информация о товаре, способе его транспортировке, содержатся сведения об отправителе и получателе товара, банковские, налоговые и прочие данные. Первые три экземпляра обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных - в стране-импортере товара [1, С. 195].

Во Франции существует государственный режим, запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. Целью этого режима является запрещение или ограничение ввоза, вывоза и транзита некоторых товаров, не удовлетворяющих требованиям национального законодательства, регулирующего сбыт или покупку товаров, производимых в стране. При импорте товаров во Францию таможенные формальности проводятся путем осуществления трех видов процедур:

- нормальная (заполняется таможенная декларация - ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс. фр. (таможенная оценка));

- упрощенная;

- ускоренная (срочная);

Упрощенный и ускоренный режим применяется при получении почтовых посылок и почтовых отправлений [1, С. 246].

По экспортным операциям во Франции существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов, товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну - EX II. Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.

Одним из главных инструментов регулирования импорта товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется в торговых отношениях стран-участниц ЕС с третьими государствами с 1 июля 1968 г. [2, С. 3].

Важная особенность таможенной ситуации во Франции состоит в том, что если товар, завезенный на ее территорию или территорию любой другой страны-участницы ЕС, то, пройдя таможенные формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого положения является важным условием, облегчающим сбыт продукции не только на французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.

Помимо единого таможенного тарифа Франция также использует такие ограничения ввоза товаров, как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры, импортные налоги, соглашения о "добровольном" ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности [3, С. 36].

Таким образом можно сделать выводы, что во Франци установлена высокоэффективная система управления внешнеторговой деятельностью. Однако для Украины первоначально следует провести ряд изменений на национальном уровне, чтобы в дальнейшем можно было усовершенствовать экспортно-импортную политику.

Литература:

1. Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. - М.: Политиздат, 2005. - 512 с.

2. ? Экономическое положение Франции // БИКИ. - 2007. - №105. - с. 3-5.

3. Черник Д.Г. Налоги Франции // Финансы. - 2006. - №7. - с. 33-38.