Каталог статей |
Желновач А.Н., студентка 5 курса Карпенко Е.С. Возможность мониторинга возникновения патологии организма от воздействия автомобильной дорогиВ современном обществе развитие технологий и увеличение автомобильного транспорта происходит быстрее, чем человек успевает приспособиться к этим изменением среды своего обитания, как биологический объект. На сегодняшний день в мировых классификаторах насчитывается более шести тысяч нозологических форм болезней, причем более 80% из них являются производными от экологического напряжения. Отрицательные антропогенные факторы воздействуют не только на экосистемы, но и способствуют снижению здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, росту специфической патологии и появлению новых форм болезней, к нарастанию явлений депопуляции по отдельным регионам. Особенностью экологических болезней является то, что они способны поражать выборочную часть популяции, задевая одних ее членов и не касаясь других, живущих и работающих рядом. Эти болезни являются следствием нарушения отношений организма и среды обитания, и проявляются от простой раздражительности и “синдрома хронической усталости” до физических и психических дефектов [1].Основными загрязняющими веществами автомобильных выхлопных газов, при использовании традиционных бензиновых или дизельных двигателей, являются: углекислый газ, угарный газ, оксиды азота, углеводороды, взвешенные частицы и свинец. Углекислый газ является наиболее значительным парниковым газом и как таковой он – главная причина глобального потепления. Выбросы углекислого газа напрямую связаны с потреблением топлива, и на каждый километр пути могут быть сокращены только путем повышения коэффициента полезного действия (КПД) транспортного средства, или перехода на альтернативные виды топлива, такие как природный газ. В результате использования каждых 60 литров топлива около 135 кг углекислого газа выбрасываются в атмосферу. Угарный газ представляет собой бесцветный газ, не имеющий запаха и вкуса, образуемый в результате неполного сгорания топлива. Воздействие на человека небольшого количества угарного газа может вызвать сердечные проблемы - кардиологические заболевания. Угарный газ также является причиной глобального потепления и образования озона (смога). Тепло, выделяемое при реакции горения в автомобильном двигателе, становится причиной того, что азот, содержащийся в воздухе, вступает в реакцию с кислородом и образует оксиды азота. Оксиды азота могут в свою очередь вступать в реакцию с углеводородами с образованием озона, или водяного пара, и нитрата, который является серьезным источником кислотных дождей. Оксиды азота также могут вызывать раздражения в легких и проблемы с дыханием, особенно у людей, страдающих астмой или бронхитом. Углеводороды представляют собой разнообразную группу соединений углерода, которые, вступая в реакцию с оксидами азота при солнечном свете, образуют озон, также называемый фотохимическим смогом. Озон может причинить вред сельскохозяйственным культурам и другим формам растительности, он также является одним из факторов глобального потепления. Раздражения глаз и легких, а также развитие хронических заболеваний легких – некоторые из последствий негативного влияния озона. Взвешенные частицы – мелкие твердые и жидкие частицы, преимущественно выделяемые дизельными двигателями. Мелкие частицы могут проникать в легкие и вызывать раздражения, а токсичные частицы также могут попадать в кровообращение. В прошлом в бензин добавлялся свинец для защиты двигателей и повышения КПД транспортных средств. Воздействие небольшого содержания свинца в окружающей среде может привести к таким симптомам, как потеря сил, головная боль, плохой аппетит, рассеянность и сокращение умственных способностей [2]. Вблизи автострад и основных аавтомагистралей уровень содержания токсических веществ в воздухе превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 20-40 раз. Кроме основных инградиентов (сернистого ангидрида, окиси углерода, двуокиси азота, пыли) отмечается повышенное содержание сероводорода, сероуглерода, ксилола, толуола, ацетона, бензина, аммиака, пятиокисного ванадия, марганца, свинца и других веществ. Заболевания организма человека, возникающие от автострад и проезжих улиц: 1) Непосредственное отравление легких, а через них и всего организма токсичными веществами от выхлопных газов. Характерное время начала воздействия – часы, сутки, длительность воздействия – постоянная, в течение всего периода проживания. Преимущественные заболевания: патологии дыхательной системы, поражение печени, снижение иммуните, в перспективе возрастает вероятность рака. Соединяясь с пыльцой и другими аллергенами, выхлопные газы способствуют их более агрессивному проникновению в организм и вызывают устойчивую аллергию даже на те компоненты, на которые в нормальных условиях организм реагировал бы безболезненно.При этом, добавляется еще и астма и пищевые и лекарственные аллергии. 2) Накопление в организме тяжелых металлов. Действие химических факторов на живые системы процесс длительный, растягивается на годы, также как и последствия. Характерны аутоиммунные заболевания суставов, поражение печени и желудочно-кишечного тракта, измененные состояния нервной системы и психоневрологические расстройства, генетические изменения у потомков. К тому же, накопление тяжелых металлов способствует усиленному поражению организма радиацией, так как эти металлы имеют гораздо большее сечение радиационного рассеяния; 3) Постоянный повышенный шумовой фон. Характерны поражения нервной системы: нарушения сна, повышенная возбудимость и раздражительность, резкие перепады артериального давления, немотивированная конфликтность, депрессия, состояние хронической усталости, снижение работоспособности. Вредное воздействие техногенных шумов проявляется в специфическом поражении слухового аппарата и неспецифических изменениях других органов и систем. Неспецифические изменения при продолжительном воздействии интенсивных шумов выражаются в расстройствах деятельности нервной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, нарушении функций вестибулярного аппарата, астении. Инфразвук с частотами 15-20 Гц вызывает чувство страха, причем, учитывая большую длину волны ультразвуковых колебаний, их отрицательное воздействие на организм человека проявляется на значительных расстояниях от источника; 4) Каждая проезжающая машина создает колебания почвы, которые передаются зданиям. При потоке машин возникают постоянные вибрации близлежащих зданий на частотах, многие из которых совпадают с полосой биологически активных частот. Таким образом, человек оказывается, длительно подвержен воздействиям, совпадающим или кратным по частоте, например, с частотой его сердца или мозга. И эти колебания начинают выполнять роль “настроечных воздействий” для организма, вызывая сначала функциональные, а потом и органические расстройства соответствующих органов [1,2].
Литература: 1. Жигалин О.И., Лупачев П.Д. Влияние токсичности автомобильных двигателей на человека. - М.: Транспорт, 1985. – 120 с. 2. Хомяк Я.В. , Скорченко В.Ф. Автомобильные дороги и окружающая среда. – К.: Вища школа , 1983. – 160 с. |