Каталог статей |
Жанабаева А.С. Особенности процессно-орентированного подхода управления предприятиемПоследнее двадцатилетие, полностью изменившее экономику Казахстана, породило множество новых тенденций в управлении. При создании предприятия, ориентированного на конкретного потребителя, отдельные казахстанские компании развивают свою деятельность на основе процессного подхода.В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги. Бизнес-процесс, в свою очередь, - цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия с целью достижения определенных результатов для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. Внедрение процессного подхода осуществляется путем выполнения в компании соответствующего проекта. Как на этапе подготовки проекта, так и при его непосредственном выполнении участники проекта используют термины процессного подхода для: - презентации преимуществ, достигаемых при внедрении процессного подхода, собственникам и руководителям компании; - разработки проектных документов (например, устава проекта, методики описания и регламентации бизнес-процессов, моделей и регламентов бизнес-процессов и проч.); - обучения руководителей и сотрудников компании; - привлечения внешних консультантов (например, в части разработки проектных заданий на оказание услуг). В качестве современного инструмента для решения этих задач в практику внедрен процессно-ориентированный анализ доходности, которая позволяет измерить эффективность по всем уровням организации - от предприятия в целом до его подразделений, бизнес-процессов и отдельных видов продукции в частности, и при этом применить показатели эффективности для мотивации деятельности отдельных сотрудников на достижение необходимых результатов. Следующим шагом в построении бизнес-процессов является разбиение (декомпозиция) контекстной диаграммы на составляющие бизнес-процессы, которые называются бизнес-процессами первого уровня (контекстная диаграмма считается бизнес-процессом нулевого уровня). При этом наиболее общими бизнес-процессами являются: Основные бизнес-процессы: - разработка и обновление корпоративного бизнес-плана; - удовлетворение потребностей клиентов. Обеспечивающие бизнес-процессы: - финансовое обеспечение бизнеса; - информационное обеспечение бизнеса; - развитие персонала компании; - обеспечение безопасности бизнеса. Построение полноценной карты бизнес-процессов для использования в корпоративной инфраструктуре управления требует построения нескольких видов моделей бизнес-процессов: - Графической, в которой бизнес-процессы наглядно представляются в виде графических элементов (как правило, прямоугольников и стрелок) с помощью определенной методологии. - Описательной, которая, как правило, дает пояснения к графической и иным моделям бизнес-процессов для облегчения понимания последних руководителями и специалистами компании. - Затратной, которая описывает распределение затрат между работами процесса в соответствии с хорошо известной методологией функционально-стоимостного анализа процессов (которую, впрочем, было бы правильнее назвать функционально-затратным анализом). - Имитационной, которая позволяет оптимизировать операционные характеристики соответствующих процессов (например, управления складом). Внедрение процессной системы управления на предприятии рассматривается как проект, основным заказчиком которого является высшее руководство предприятия и владельцы процессов. Система управления любого предприятия включает в себя несколько подсистем, связанных с управлением предприятием: система стратегического планирования, система маркетинга и сбыта, система бухгалтерского учета и т.п.. За их консолидацию несет ответственность руководство верхнего уровня предприятия, но именно для него менее всего проработана регламентирующая документация. Система управления бизнес-процессами (СУБП) предоставляет руководителям верхнего уровня средства управления, позволяющие увязать воедино существующие подсистемы, устранить препятствия, существующие между подразделениями на пути бизнес-процессов. При всем многообразии методов анализа деятельности компаний, анализ бизнес-процессов занимает особое место в силу целого ряда причин. Принципиальная особенность подобного анализа состоит в том, что он позволяет увидеть всю совокупность операций предприятия, приводящую (не приводящую) к созданию добавочной стоимости. Помимо этого деятельность по управлению процессами включает в себя последовательность этапов управления, планирование, мониторинг, измерение, контроль, анализ, улучшение. Каждый из этих этапов важен для нормального функционирования системы управления предприятия. |