главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика (Ищенко Е.П.)

Особенности последующих следственных действий

После осмотра места происшествия и проведения других первоначальных следственных действий следователь обычно уточняет, конкретизирует версии о причинах возникновения ДТП. Типичными версиями являются следующие: 1) нарушение правил дорожного движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и т.д.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, дорожной сигнализации; 3) техническая неисправность автомашины (например, дефекты тормозов, рулевого управления, других узлов и механизмов); 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсценировка происшествия с целью сокрытия другого преступления.

На последующем этапе расследования, как правило, возникает необходимость назначения и проведения автотехнической экспертизы, судебно-медицинского исследования вещественных доказательств, трасологической и судебно-химической экспертиз. Следственными действиями, характерными для данного этапа, являются следственный эксперимент, допросы свидетелей и обвиняемого.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза назначается для определения технического состояния транспортного средства, исправности его отдельных частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвращения происшествия.

Перед экспертом-автотехником обычно ставятся следующие вопросы: 1) какие повреждения имеются на транспортном средстве; 2) когда они могли образоваться – до происшествия или после него; 3) с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; 4) возможно ли при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей части дороги и при заданном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство путем торможения; 5) какое значение в данных условиях могла иметь для ДТП неисправность тормозов и рулевого управления; 6) какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием автомобиля и дорожной обстановкой, способствовали происшествию.

На практике нередко ставится вопрос о том, какие пункты ПДД были нарушены участниками происшествия. Такой вопрос неправомерен, ибо он имеет юридический характер и не требует применения специальных автотехнических познаний.

Эксперту-автотехнику должны быть направлены постановление следователя о назначении экспертизы, протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства. Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента (если он проводился), другими материалами: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров, а также протоколами допросов осведомленных лиц.

В большинстве случаев процесс экспертного анализа включает следующие этапы: 1) ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных; 2) построение информационной модели исследуемого ДТП; 3) проведение при необходимости экспертного осмотра места происшествия; 4) производство расчетов, составление графиков, схем; 5) оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП; 6) формулирование выводов; 7) составление и оформление экспертного заключения.

Отметим, что неплохо зарекомендовала себя автоматизированная система «Автоэкс-2», предназначенная для производства автотехнических экспертиз по наездам транспортных средств на пешеходов. Система включает в себя компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений. Это позволяет получать результаты экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных. Разработана памятка для следователей по назначению автотехнической экспертизы с использованием ЭВМ, где определены условия, необходимые для ее проведения. Производство автотехнической экспертизы осуществляется экспертами автотехнической лаборатории РФЦСЭ Минюста России, а также экспертами областных (краевых), республиканских лабораторий.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

 

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости, различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные при осмотре ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку, если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего и др.

Судебно-химическая экспертиза назначается в тех случаях, когда возникает необходимость определить, не однородны ли частицы краски, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, обнаруженные на месте происшествия, на потерпевшем и на транспортном средстве.

Из криминалистических экспертиз характерной для рассматриваемой категории преступлений является трасологическая экспертиза. Чаще всего она назначается для идентификации транспортного средства по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определения последовательности возникновения следов, направления приложения силы при их образовании; установления взаимного расположения автомобилей в момент столкновения; направления движения транспортного средства; идентификации человека по следам рук, оставленных на рычагах управления, внутренних и наружных поверхностях транспортного средства; установления целого по частям (по осколкам фарного стекла, отломанным деталям, частицам лакокрасочного покрытия).

Иногда возникает необходимость в назначении и проведении комплексной криминалистической, автотехнической и судебно-медицинской экспертизы. Таким путем возможно разрешение следующих вопросов: являются ли обнаруженные на трупе повреждения транспортной травмой и если да, то какими частями автомобиля они могла быть нанесены; каким было положение тела потерпевшего по отношению к транспортному средству в момент причинения повреждений; с какой примерно скоростью двигался автомобиль в момент нанесения повреждений потерпевшему; каков механизм образования повреждений, обнаруженных на трупе; не нанесены ли эти повреждения конкретными частями транспортного средства; каков тип (вид, марка) автомобиля, совершившего наезд, и др.

В необходимых случаях могут быть назначены судебно-психиатрическая, судебно-психологическая, судебно-биологическая и другие экспертизы.

Следственный эксперимент

 

Следственный эксперимент. По рассматриваемой категории дел чаще всего проводятся следственные эксперименты трех видов: 1) по установлению возможности восприятия какого-либо явления; 2) по выяснению возможности совершения определенного действия; 3) по определению механизма ДТП. В первом случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорожной ситуации, услышать звуки сигнала транспортного средства, шум его двигателя и т.д. Во втором случае посредством следственного эксперимента устанавливается примерная скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя определенных профессиональных навыков. В третьем случае следственный эксперимент предполагает воспроизведение обстановки случившегося ДТП и выяснение по следам на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах механизма столкновения или наезда.

При проведении следственных экспериментов важно обеспечить соблюдение требования о максимальном приближении условий к действительным обстоятельствам расследуемого ДТП (производство эксперимента на том же месте, в то же время, с использованием, если это возможно, того же транспортного средства). Естественно, что нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение транспортных средств, дорожного покрытия и др.).

Поскольку в ходе эксперимента зачастую проверяются субъективные способности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего (зрение, слух, подвижность, внимание, наличие или отсутствие определенных навыков и т.п.), рекомендуется многократное производство опытов. Впоследствии выводы, вытекающие из оценки следственного эксперимента, могут быть использованы при производстве автотехнической экспертизы.

На последующем этапе расследования допрашивают всех установленных осведомленных лиц, могущих охарактеризовать участников ДТП, медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, сотрудников милиции и др. В ходе допросов очевидцев выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия.

Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, необходимо узнать, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каково было его состояние здоровья перед происшествием, куда он направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинские работники обычно допрашиваются в случае смерти потерпевшего при его транспортировке или в лечебном учреждении. На допросах они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о случившемся и что именно. Сослуживцы водителя-профессионала обычно допрашиваются о его деловых и личных качествах, особенно об уровне профессиональной подготовки, отношении к делу, о качестве произведенного ремонта транспортного средства, порядке выпуска автомашин на линию, регистрации возвращения транспорта в гараж и др.

Работники милиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на месте происшествия. С их помощью можно реконструировать обстановку ДТП для выяснения всех его обстоятельств.



Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика