Каталог статей |
Абдикадирова А.А. Совершенствование системы субсидирования животноводства в рыночных условияхЭкономическая эффективность государственной поддержки агропромышленного комплекса должна выражаться в конечном результате деятельности сельскохозяйственного предприятия. При этом должен соблюдаться принцип «прозрачности» распределения и использования государственных средств, т.е. строгий контроль за нецелевым, а так же за неэффективным использованием этих средств.На основе проведенного исследования предлагаем пути совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса, необходимо пересмотреть точечную роль государства она сводится к следующим мерам государственной поддержки: 1. Кредитно-денежная политика государства в агропромышленном секторе Республики Казахстан; 2.Государственная поддержка страхования АПК РК; 3.Налоговая политика государства в АПК РК, льготное налогообложение в агропромышленном секторе; 4.Таможенная политика поддержки отечественных товаропроизводителей в агропродовольственной сфере в рамках единого экономического пространства (далее ЕЭП) между Республикой Казахстан, Беларусь и Российской Федерации, вступление Республики Казахстан в ВТО и меры государства по защите агропромышленного сектора в переходный период; 5.Государственная поддержка экспортёров агропродукции. Регулирование транспортных тарифов. Участие государства совершенствовании аграрной логистики. Модернизация элеваторов и портовых терминалов. 6.Государственная поддержка сельского предпринимательства и личных подсобных хозяйств. 7.Государственные программы развития семейных ферм и помощи начинающим фермерам. 8.Государственные программы поддержки производителей в отраслях животноводства. Инфраструктурные проекты государства, способствующие развитию сельскохозяйственного производства. Модернизация дорог, развитие информационных сетей и газификация сельской местности.
Меры для развития АПК Республики Казахстан:
1. Экономические – это низкая оборотность капитала, усложнение самофинансирования, потребность в кредитных ресурсах, и самое главное недостаточная поддержка со стороны государства, необходимо активизировать работу в данном направлении; 2. Юридические – необходимо совершенствовать правовую базу агропромышленного комплекса Республики Казахстан с учетом и уклоном в сторону гарантий инвестиций в АПК РК, законодательство в сфере страхования АПК, детально прописать в нормативно-правовых актах правовое положение лиц занятых в АПК, роль государства в обеспечении государственной поддержки АПК и т.д.; 3. Социальные меры – это увеличение статуса «сельского жителя», уровнять уровень жизни сельского населения с городским населением – это улучшение инфраструктуры, в частности улучшение дорожного полотна, строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, таких как автобусы, поездного состава между мелкими населенными пунктами с крупными городами, ремонт ветхого жилья, его снос, а также строительство новых жилых домов, строительство школ, больниц, объектов культуры, спорта и т.д., в вопросах оплаты труда подходить дифференцированно с учетом сложности выполняемости работы в АПК, пенсионное обеспечение – уменьшить возраст лица, для его выхода на пенсию с учетом сложности выполняемых работ. Все это даст мощнейший толчок к развитию АПК в РК.
Использование положительного опыта зарубежных стран
В качестве положительного опыта ЕС можно предложить: 1. Поддержание единых цен на продукты животноводства; 2. Вмешательство в рыночные отношения; 3. Финансирование вложений в модернизацию и техническое совершенствование производства, 4. Специализация хозяйств; 5. Развитие производственных, торговых и прочих объединений в аграрном секторе; 6. Улучшение быта; 7. Укрепление интеграционных связей сельского хозяйства с перерабатывающей промышленность; 8. Субсидирование экспорта излишков продовольственной продукции из ЕС; 9. Стимулирование перехода владельцев небольших неэффективных хозяйств в другие отрасли. Также очень полезен опыт экономически развитых стран, которые можно успешно применить на территории Республики Казахстан для развития государственной поддержки агропромышленного комплекса, таких как Швеция, Швейцария, Финляндия, Австрия это: 1. Поддержка доходов производителей. Как правило, включает прямые государственные платежи, включающие: компенсационные платежи, платежи за ущерб от стихийных бедствий, платежи за ущерб, связанные с реорганизацией производства (вынужденный забой скота и т.п.); 2. Ценовое вмешательство. Предполагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия, основными из которых являются: поддержка внутренних цен на животноводческую продукцию, установление квот и тарифов, установление налогов на экспорт и импорт продовольствия; 3. Компенсация издержек. Эта группа включает меры по субсидированию производителей, приобретающих средства производства: субсидирование или льготное налогообложение при приобретении кормов, субсидирование выплат процентов по полученным кредитам, субсидирование выплат по страхованию имущества; 4. Содействие развитию рынка: выделение государственных средств на развитие и разработку рыночных программ, субсидии на хранение продукции, субсидии на проведение транспортных работ; 5. Содействие развитию производственной инфраструктуры. Это предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства: субсидии на строительство хозяйственных помещений, субсидии на осуществление ирригационных проектов, содействие созданию фермерских объединений; 6. Осуществление региональных программ. Предполагает выделение средств на осуществление государственных программ развития сельских регионов и осуществление специальных программ развития сельских регионов и осуществление специальных программ развития производства. Данные меры государственной поддержки распространены в США, Канаде и странах ЕС; 7. Макроэкономическая политика. В этой группе представлены методы государственного регулирования деятельности АПК, не связанные непосредственно с данной отраслью, но оказывающее воздействие на эффективность ее функционирования. Это проведение налоговой политики, поддержка курса национальной валюты, внешнеторговая деятельность. Государственное регулирование агропромышленного производства является одним из наиболее приоритетных направлений аграрной политики в развитых странах.
Меры необходимые для дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан:
1. Увеличение субсидирования в агропромышленный комплекс Республики Казахстан. Для населения Республики Казахстан очень важными, приоритетными продуктами питания в силу исторического развития, культуры коренного населения потребления таких продуктов как мясо и молоко. Анализ показывает, что их потребление снизилось на треть от потребления данных продуктов ранее. Это происходит в силу многократного удорожания цен и снижение поголовья скота, а с ним и удоя молока. В данное время в Республике Казахстан, по мнению экспертов в мясной промышленности ощущается дефицит КРС – 6 млн. голов, овец – 18 млн. голов - это связано с тем, что по расчетам экономистов недостаточно субсидий выделяется на развитие агропромышленного комплекса, это подтверждает и зарубежный опыт. К примеру, в настоящее время задача прямых государственных выплат в зарубежных странах – не стимулирование производства, а поддержание уровня доходов фермеров в связи с переходом от концепции паритета цен к концепции паритета доходов и качества жизни. При решении этой задачи реализуется более общая цель – поддержание относительного паритета доходов сельского населения по сравнению с городским. Одной из специфических форм такого поддержания доходов являются специальные дотации для фермеров, ведущих хозяйство в неблагоприятных условиях – северных либо гористых районах. Предприятиям, находящимся в неблагоприятных природных условиях, выплачиваются прямые дотации на голову скота и на 1га сельскохозяйственных угодий. В Финляндии все хозяйства получают погектарные субсидии. Такие же льготные надбавки существуют на севере Швеции. В Норвегии они также связаны с гористостью и поддержанием мелких хозяйств, характерных для этой страны. В Австрии, Швейцарии и в горных районах Франции давно применяется погектарная система дотации или в расчете на голову скота; 2. Государственная поддержка для улучшения производственной и социальной инфраструктуры села. Примером может служить США, где из федерального бюджета финансируются целевые программы электрификации и телефонизации в сельской местности, создание сети дорог с твердым покрытием, так что практически каждая ферма имеет подход к такой дороге. За счет бюджета штатов осуществляются программы строительства объектов инфраструктуры села. Таким же образом решается задача по осуществлению подтягиванию качества жизни на селе к городскому. Аналогичные системы функционируют и в Японии; 3. Налоговая политика государства в АПК РК, льготное налогообложение в агропромышленном секторе. Очень полезен зарубежный опыт, к примеру, многие государства для сельского хозяйства устанавливают налоговые льготы. В Египте лица, открывающие новое сельскохозяйственное производство, в течение 10 лет освобождаются от уплаты налогов, в США не облагаются налогом денежные средства фермеров, вовлекаемые в кооперативный бизнес; 4. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Казахстана в образовании и доведении информации фермерам. В АПК важна также помощь государства в науке, образовании и доведении знаний до фермеров. Впервые в 1862 году в законе США, была выражена мысль о том, что сельскохозяйственные предприятия не в состоянии сами создать себе научное обеспечение, поэтому необходима помощь государства. Этим законом были созданы в каждом штате за счет государства сельскохозяйственные колледжи, на которые возлагались также задачи по проведению научных исследований и распространению знаний среди фермеров. Примером может служить и создание в кризисный период в сельском хозяйстве зарубежных стран информационно-консультационных служб (ИКС). Эти службы получили широкое распространение во многих странах. В настоящее время ИКС наиболее динамично развивающаяся служба во всем мире. Анализ функционирования и построения ИКС в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выявить ряд общих тенденций. Так, с момента создания и до окончательного становления они находятся на содержании государства и осуществляют услуги бесплатно. Службы могут создаваться на базе сельскохозяйственных отраслевых исследовательских организаций (Франция), университетов, объединяющих науку, обучение и внедрение (США, Шотландия), фермерских организаций (Дания, Тайвань), сельскохозяйственных колледжей (Германия), региональных управлений сельским хозяйством (Япония), частных консультационных фирм (Новая Зеландия, Австралия). Но обязательно эти службы формируются в системе Министерства сельского хозяйства, так как деятельность консультационной службы является важной мерой государственной поддержки в АПК развитых стран. В настоящее время сложились различные варианты организации и финансирования данных служб в странах с развитой экономикой: а. Государственные ИКС, финансируемые из госбюджета и предоставляющие свои услуги бесплатно (США, северные земли Германии, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Голландия); б. Государственные ИКС, финансируемые из госбюджета и частично за счет взносов, взимаемых за предоставление услуг с индивидуальных клиентов (Ирландия, Великобритания, Швеция); в. Государственные сельскохозяйственные службы, находящиеся в стадии реорганизации и передачи их в ведение фермерских организаций, финансирование их из бюджета снижается поэтапно (Нидерланды, Израиль, Австрия, Новая Зеландия); г. Консультационные службы, созданные и управляемые фермерскими организациями с частичным их субсидированием из госбюджета (Франция, Дания, Финляндия). Эффективность функционирования центров достигается за счет четкого взаимодействия фермеров, консультационных служб и государства. Развитие консультационного обслуживания фермеров сопровождается во всех странах высокими темпами оснащения консультационных служб современной компьютерной техникой, использованием экспертных систем – компьютерных программ, которые на основе системы знаний делают заключения по специальным вопросам [1, С.44-49]. 5. Государственная поддержка агропромышленного комплекса в виде создания колхозов на территории Республики Казахстан. Колхоз — это крупное механизированное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, основная деятельность его — производство продукции растениеводства и животноводства. Производство продукции колхоз организует на земле, которая является государственной собственностью и закрепляется за колхозом в бесплатное и бессрочное пользование. Колхоз несет полную ответственность перед государством за правильное использование земли, повышение уровня ее плодородия в целях увеличения производства сельскохозяйственных продуктов. Колхоз может создавать и иметь в своем составе подсобные предприятия и промыслы, но не в ущерб сельскому хозяйству. В СССР было 25,9 тыс. колхозов (1981). В среднем на колхоз приходилось 6,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (в том числе 3,8 тыс. га пашни), 41 физический трактор, 12 комбайнов, 20 грузовых автомобилей. Во многих колхозах построены современные тепличные и животноводческие комплексы, организуется производство на промышленной основе. Колхозы во всех видах
своей деятельности руководствуются Уставом колхоза, который
принимается в каждом хозяйстве общим собранием колхозников на основе нового
Примерного устава колхоза. Колхоз организует сельскохозяйственное производство и труд колхозников, используя для этого различные формы — тракторно-полеводческие и комплексные бригады, животноводческие фермы, различные звенья и производственные участки. Деятельность производственных подразделений организуется на основе хозяйственного расчета. Как и в совхозах, все шире применяется новая, прогрессивная форма организации труда— по единому наряду при аккордно-премиальной оплате. Членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16 лет и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном производстве. Каждый член колхоза имеет право на получение работы в общественном хозяйстве и обязан участвовать в общественном производстве. В колхозе установлена гарантированная оплата труда. Кроме того, применяется дополнительная оплата за качество продукции и работы, различные формы материального и морального поощрения. Колхозники получают пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, путевки в санатории и дома отдыха за счет средств фондов социального страхования и обеспечения, создаваемых в колхозах. Высший орган
управления всеми делами колхоза
— общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах — собрание уполномоченных).
Основу организации управления коллективным хозяйством составляет колхозная
демократия. Это означает, что все производственные и социальные вопросы
развития данного колхоза
решают члены этого хозяйства. Общие собрания колхозников (собрания
уполномоченных) должны проводиться, согласно Примерному уставу колхоза, не
менее 4 раз в год. Органы управления колхозом и его производственными
подразделениями избираются открытым или тайным голосованием. Для постоянного
руководства делами колхоза
общее собрание избирает председателя колхоза
сроком на 3 года и правление колхоза. Контроль за деятельностью правления и
всех должностных лиц осуществляет ревизионная комиссия колхоза, которая также избирается на общем собрании и подотчетна ему. В
целях дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения
наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов созданы Советы колхозов — Союзный,
республиканские, областные и районные. Плановое руководство колхозным
производством социалистическое общество осуществляет, устанавливая каждому
колхозу государственный план закупок сельскохозяйственных продуктов.
Государство же обеспечивает колхозы
современной техникой, удобрениями и другими материальными средствами. Но с принятием независимости Республики Казахстан и ряда других стран бывшего СССР, колхозы, к сожалению, были упразднены. Были созданы фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, но они не справились с той задачей, с которой успешно справлялись колхозы. Производство мяса и молока в стране катастрофически снизилось, все имущество бывших колхозов было уничтожено, разворовано, жители бывших колхозов остались без работы, уровень жизни в данных селениях низкий. Все массово уезжают из бывших колхозов, потому что нет никаких перспектив особенно для молодежи, они готовы жить на дачах, технических помещениях, подвалах, крышах, но жить в городе и работать где придется. И им понравилось в городе, и они не вернутся в бывшие колхозы ни за что. Если так будет продолжаться и дальше, то кто будет поднимать агропромышленный комплекс Казахстана. Колхозы по существу это юридические лица и они являются лучшей формой на сегодняшний день для Республики Казахстан. В связи с этим, предлагаю вернуться к Колхозам, не надо ничего придумывать нового, ведь колхозы на протяжении продолжительного отрезка времени доказали свою жизнеспособность и высокоэффективность для государства. 6. Необходимо в законодательном порядке в кратчайшие сроки разобраться со статусом пастбищ. Сложилась непростая ситуация, когда животноводам негде пасти скот, а у отдельных лиц в собственности находятся десятки тысяч гектаров пастбищных земель. Отсутствие культурных пастбищ сдерживает развитие мелких и средних ферм, а также не позволяет рядовым сельчанам увеличивать поголовье скота. Имея пастбища многие сельчане в разы бы увеличили поголовье скота, избавились бы от необходимости в больших объемах заготавливать корма, что в итоге положительно отразилось бы на себестоимости мяса и молока.
Список использованной литературы:
1. Цыбенова Л.Б. Развитие косвенной поддержки в системе государственного регулирования АПК. Дисс… на соиск. учен. степени к.э.н. Новосибирск. 2007. - С.44-49. |