Каталог статей

Ибраева А.Г.

Проблемы формирования конкурентных преимуществ агропредприятий Республики Казахстан

Усилившиеся процессы глобализации, все более глубокое вовлечение Казахстана в мировые интеграционные процессы, предстоящее вступление Казахстана в ВТО привели к осознанию необходимости теоретического и практического осмысления проблем управления конкурентоспособностью на всех уровнях управления, в том числе на государственном.

Развитие мирового рыночного хозяйства на современном этапе развития можно охарактеризовать как инновационно-конкурентное, что имеет принципиальное значение для определения места и роли конкуренции в современных условиях. Современное состояние аграрного сектора характеризуется усилением конкуренции, появлением новых форм и методов конкуренции, увеличением затрат на обеспечение как конкурентоспособности предприятия так и его продукции.

Необходимо создание полноценной системы управления конкурентоспособностью предприятия, составной частью которой является повышение качества, ресурсосбережение, правовое, методическое, финансовое, информационное обеспечение. К важнейшим факторам стратегической конкурентоспособности можно отнести рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность, то есть совокупность факторов обеспечивающих устойчивость развития предприятия. В условиях возрастающей международной и внутренней конкуренции, аграрный сектор должен активно формировать и прогнозировать конкурентные преимущества, разрабатывать современную рыночную стратегию, должна быть выработана стратегия государственного обеспечения определенного уровня конкурентоспособности казахстанских агропредприятий.

Конкурентоспособность имеет двойственное значение: с одной стороны она является стимулом повышения эффективности деятельности предприятия, с другой стороны она выступает в качестве ее мерила, соответственно возможны различные подходы к определению конкурентоспособности. В этих условиях проблема повышения конкурентоспособности, которая зависит как от факторов внешней среды, так и от внутренних факторов, становится приоритетной для агропредприятий.

На сегодняшний день развитию конкурентных преимуществ в агробизнесе мешают ряд проблем.

Проблема повышения эффективности сельскохозяйственного производства, зависит от степени научно-методологической обоснованности концепций совершенствования экономического механизма хозяйствования во взаимосвязи с общими принципами экономики.

Сельскохозяйственные предприятия не располагают достаточно надежной системой взаимосвязанных приемов, методов и стимулов регулирования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и повышения эффективности принимаемых хозяйственных решений.

Преобладает подход минимального вмешательства государства в рыночные отношения аграрной, в том числе и зерновой отрасли. Основные направления государственного вмешательства на рынке сельхозпродукции сводятся к следующим положениям:

· отмене госзаказа на большинство видов сельхозпродукции, госзакупки на контрактной основе проводятся только по операции с зерном;

· предоставление полной хозяйственной самостоятельности в производстве и реализации продукции товаропроизводителям; переходу на самообеспеченность областей и регионов.

Изменение организационно-правовых форм предприятий аграрного сектора не только не привело к мобилизации внутренних резервов роста производства и не устранило причин низкой эффективности деятельности хозяйств, но в ряде случаев способствовало разрушению сложившихся организационных и производственных структур.

Система государственной поддержки через экономический механизм не носит системного характера. Многочисленные элементы законодательно не оформлены и не могут служить для сельхозтоваропроизводителя четкими ориентирами на будущее. К тому же меры поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования.

Средства достаются не селу, а смежным монополизированным отраслям. При этом неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а методы их реализации в условиях многих других проблем.

Неэффективность механизма государственных интервенций на рынке зерна в параметрах «сроки проведения – объемы закупок – адресность – охват участников – порядок расчетов» требует оптимизации в направлении совершенствования нормативно-правовой базы, выбора приоритетов по видам зерновых и финансированию совершаемых с ними операций, взаимоувязке внутренних и внешних аспектов развития отрасли.

Задействование механизма биржевой торговли в рамках осуществления государственных интервенций. Однако использование биржевой торговли рассматривается как стратегическое направление формирования в стране цивилизованной формы организации рынка зерна с четкой специализацией бирж, развитой их инфраструктурой, широким спектром совершаемых операций и рациональным размещением в зернопроизводящих с избытком регионах. Не проработанная и научно-обоснованная экономическая политика государства в сельском хозяйстве.

Развитие сельского хозяйства и повышение его экономической эффективности невозможны без обновления и модернизации производства, что требует привлечения инвестиций в эту сферу экономики. Однако без повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и восстановления их платежеспособности эту проблему нельзя решить.

Наличие конкурентных преимуществ позволяют предприятию занять не только соответствующую позицию среди конкурентов, но и обеспечить дальнейшее развитие бизнеса на базе расширенного воспроизводства.

Для решения всех проблем необходима разработка соответствующего механизма на государственном уровне, всесторонняя проработка мер, позволяющая учесть все риски аграрного сектора, выстроенная система защиты отечественного рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия от иностранной конкуренции на перспективу.

Литература:

1. Кабушкин Н.И. Экономика сельского хозяйства: Учебник для вузов. Минск, БГЭУ, 2006.

2. Короткое Э.М. Менеджмент и организация агробизнеса: Учебн. пособие. М., ТОО ИКК "ДеКа", 2002.

3. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы агробизнеса: Учебн. пособие.М., ОЛБИС, 2007.