Каталог статей

Сейтова Г.Т.

Методика применения теории нечеткого набора для совершенствования универсальной поддержки домохозяйств с детьми

Для оценки характера системы государственной поддержки семей с детьми, определения её типа и типического соответствия аналогичным институтам в развитых странах существуют разные методики, которые оценивают:  размер социальной помощи домохозяйствам с детьми; виды социальной помощи семье; соотношение денежной и натуральной компонент в системах социальной помощи; покупательную способность денежной социальной помощи, измеренную через её соотношение с прожиточным минимумом.

В таких случаях качественная  и количественная оценка сопоставимости разных систем государственной поддержки трудно осуществима. При оценке конкретного варианта национальной системы целесообразно иметь методику, которая помогла бы адекватно оценить систему, т.е. не только по её принципам и механизмам, что чаще всего и делается, а по соответствию желаемых и достигнутых результатов. 

Для оценки перехода количества в качество, одновременной оценки количественных и качественных аспектов мы предлагаем метод, который был введен Чарльзом Рейджином для анализа разнообразия  систем социальной помощи. В качестве альтернативы традиционным количественным (ориентированным на расчет по данным) и качественным (ориентированным на качественное описание) исследованиям выдвигается теория нечеткого набора (fuzzy-set theory). Данная теория предполагает также сравнение с «идеальным типом» – своеобразным аналитическим конструктом, который выполняет для социальных исследователей функцию мерила. При помощи этой установленной «меры» определяется степень, в рамках которой реальные эмпирические явления похожи друг на друга, или на то, в чем они отличны от некоего заданного эталона.

Использование социальной теории нечеткого набора для изучения того, насколько те или иные национальные системы поддержки социально-уязвимых групп общества, в том числе домохозяйств с детьми, соответствуют идеальным типам, необходима реализация четыре этапов:

1) Опираясь на теоретические и практические знания, выявить аспекты (наборы качеств) идеального типа, которые позволяют сконструировать пространство полезных качеств. Это  шаг относится к предварительной работе по использованию теории нечеткого набора.

2) Выявить, насколько избранные качества соответствуют избранному эталону, т.е. проставить значения, которые отражают степень соответствия:  0 – полностью не соответствует; 0,5 – занимает промежуточное положение, его нельзя однозначно отнести к данному типу, который представляет эталон, или однозначно сказать, что он к нему не относится; 1 – целиком соответствует.

3) Используя принципы теории нечеткого набора, рассчитать, насколько каждый элемент, представляющий конкретный качественный признак,  отклоняется  от модели идеального (эталонного) типа, т.е. дать четкое место в пространстве качеств.

4) Оценить соответствие рассматриваемой системы социальной поддержки идеальному типу.

Оценивая систему поддержки домохозяйств с детьми, целесообразно выбрать три качества, который образуют идеальный тип. В качестве такого типа традиционно используется скандинавская модель социального государства. 

В качестве основных трех признаков-качеств, являющихся  несущей конструкцией для системы социальной поддержки, выступают: универсальность: равное право на основные социальные гарантии (в натуральном и денежном выражении) для определенного спектра жизненных ситуаций (рождение ребенка, уход за ребенком, пособие на ребенка, доля детей, охваченных государственными услугами дошкольного образования, доступность услуг дошкольного образования); качество социальных услуг: качество услуг дошкольного образования, которые предоставляются профессионалами (услуги детского сада); щедрость гарантий: денежные трансферты, особенно для низкодоходных групп, должны быть достаточно щедрыми, чтобы обеспечить «социально-приемлемый уровень жизни» (возможность пособий реально повысить уровень дохода домохозяйства).

Во многих странах с развитой экономикой, особенно в скандинавской модели благосостояния, наиболее значимым фактором являются не столько денежные трансферты, сколько социальные услуги. Все западные государства благосостояния имеют развитые системы денежной помощи, в рамках которых охват и размеры помощи существенно отличаются от страны к стране, однако лишь в немногих странах сформировалась система поддерживаемых государством социальных услуг  в объеме, который имеет место в скандинавских странах. Эта система социальных услуг не только направлена на развитие человеческого капитала самого ребенка, но и содействие занятости и гендерному равенству.

Литература:

1. Рэджин А. Новая политика государства благосостояния. Перевод с нем. языка // SPERO. Журнал независимого института социальной политики. М., 2006, № 3, С. 66-78

2. Квист Д. Социальные реформы в скандинавских странах в 1990-е годы: использование теории нечеткого набора для оценки соответствия идеальным типам // SPERO. Журнал независимого института социальной политики. М., 2007, № 1, С. 16-28

3. Уровень жизни населения в Казахстане / Статистический сборник. Астана, 2007