Каталог статей

Р. Р. Сираева, Г. Р. Таухетдинова

Инновационное развитие агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы

Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

За  2006-2011 гг. был достигнут  рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов: среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 3,2%,  пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 4,1%, валовой сбор зерна вырос на 8%, подсолнечника – 40%, сахарной свеклы – 46%, прирост производства скота и птицы в 2010 г. к 2006 г. достиг 30%, в том числе мяса свиней – 35,6%, мяса птицы – 69,9% [2].

Наряду с этим, в результате Мирового финансового и экономического кризиса, засухи  ухудшился инвестиционный климат в АПК, отрицательно сказался на результатах его деятельности. На развитие АПК влияют такие негативные факторы как: либерализация рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства потребляемые в отрасли, несовершенство земельных отношений в аграрной сфере, неразвитая инфраструктура агропродольственного  рынка, высокие издержки и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост импорта сельскохозяйственной продукции и мирового потребления продовольствия, адаптация отечественного АПК к условиям ВТО [1].

В связи со сложившей ситуацией государство предпринимает и реализует меры, предусматривающие комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности АПК, одним из которых является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Целями этой  программы являются: обеспечение продовольственной независимости страны, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства, устойчивое развитие сельских территорий. На реализацию программы выделено из средств федерального бюджета 2 489 130 113,39 тыс. руб., в т.ч. Минсельхоз России - 2 310 268 258,70 тыс. руб., Россельхозакадемия - 84 973 243,30 тыс. руб., Россельхознадзор - 93 888 611,39 тыс. руб [1]. 

В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. Государственная программа  позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Ушачев, И. О. О проекте госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [Текст] /  И. О. Ушачев // АПК: экономика, управление. – 2012. - №1.- С. 3-6.

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.