Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рахимова Гульмира Ахметовна, Базылжанова А. С. Механизм и модель управления финансовым обеспечением развития санаторно-курортных учреждений на различных уровняхВ условиях рыночной экономики и роста банкротства санаторно-курортных учреждений успеха добиваются лишь те, которые способны на соответствующем организационном уровне достичь поставленных целей. Эффективная система управления финансами становится важнейшим условием существования и развития СКУ соответственно требованиям рыночных отношений между «производителями» и «потребителями» услуг санаторно-курортного характера.Действующая концепция определяет развитие системы управления финансами санаторно-курортных учреждений в течение длительных периодов времени. Она формировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития на основе общественной, прежде всего – государственной собственности на средства производства. Особенно велико значение наличия двух компонентов: плана санаторно-курортного развития и структурного комплекса мер по финансовой поддержке, что применимо при определении стратегии развития как конкретной здравницы и всей отрасли в целом. В управлении деятельностью СКУ важен учет разброса цен по причинам их зависимости от: - уровня комфорта в профсоюзных здравницах и санаториях высшей категории (что определяется степенью развития материально-технической базы); - престижности отдыха на модных курортах мирового значения; - затрат на содержание курортов, расположенных в различных природно-климатических регионах. Управление санаторно-курортными услугами должно способствовать решению социальной задачи – лечению на курортах всех слоев населения. Тандем «здравница – турфирма» может обеспечить большие отчисления на обновление и расширение материальной базы курортов. Он позволяет увеличить привлечение отдыхающих на отечественные курорты и соответственно прибыли обоих партнеров. С целью практической реализации результатов проведенного исследования предлагается разработанная автором модель управления финансовым обеспечением СКУ на перспективу (рисунок 1). Главной задачей в модели является выявление источников финансирования санаторно-курортных учреждений. Модель представляет собой по сути механизм многоканального финансирования развития деятельности санаторно-курортных учреждений исходя из Законов РК «Об охране здоровья граждан…» - ст.41 и «О системе здравоохранения…» - ст.16 [1, 2] за счет: 1. Оказания услуг на платно-договорной основе гражданам и бизнес-структурам в лице различных предприятий и организаций. 2. Части доходов, накопленных для расширения своей деятельности. 3.Получения кредита из коммерческих банков, в т.ч. специализированного курортного банка, который мог бы выполнять все виды банковских операций, включая и доверительные. 4. Средств страховых компаний, если они аккумулируют свободные денежные средства клиентов СКУ с целью финансирования реализуемых в течение определенного периода времени санаторно-оздоровительных услуг и модернизации материальной базы. 5. Доходов от реализации ценных бумаг СКУ на фондовой бирже. 6. Спонсорской помощи различных организаций из РК и зарубежных стран. Санаторно-курортная сфера как отрасль имеет необходимые предпосылки для привлечения сторонних финансовых средств. Он должен динамично развиваться, показывая не только высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям. Санаторно-курортные услуги ориентированы на платежеспособный спрос.
Парламент РК
Правительство РК
Министерство Министерство туризма Акиматы областей, здравоохранения и спорта Астаны и Алматы
Подсистема реализации СКУ Подсистема бюджетного финансирования
Лечебно-оздоровительные услуги
Фармацевтические услуги СКУ региона Досуговые услуги и т.д.
Подсистема внебюджетного финансирования
Доходы от размещения ценных бумаг
Банковский кредит
Средства страховых компаний
Спонсорская помощь и т.д.
Рисунок 1 – Предлагаемая в диссертации модель источников финансирования развития санаторно-курортной деятельности в РК Примечание – Составлено автором на основе проведенного исследования Создание специализированных финансовых институтов (прежде всего банков и инвестиционных институтов) отвечало бы интересам всех заинтересованных в развитии санаторно-курортной отрасли и смежным с ней туристическим бизнесом сторон. Другой привлекательной для финансовых институтов и учреждений особенностью данной отрасли является характерный для нее значительный масштаб страховой деятельности. Учитывая это, в состав предполагаемой финансово – промышленной группы целесообразно включить страховую компанию, взаимодействие с которой будет весьма выгодным для банка. Наравне с государственными органами управления в регулировании и контроле качества санаторно-курортных услуг важное место должны занять службы по управлению санаторно-курортной деятельностью в Министерстве здравоохранения и его департаментах в регионах. Они необходимы для планирования санаторно-курортных услуг, представления интересов СКУ на республиканском и региональном уровнях.
Литература: 1 Мелдебеков А. Повышение эффективности курортно-рекреационного хозяйства в Республике Казахстан // Транзитная экономика.-2003. - №6-с.56-61. 2 Кортунов А. Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса. – Санкт-Петербург, 2001. 3 Быков А.Т. Стратегия развития курортно-туристического комплекса в переходный период. /Автореферат дисс. … канд.экон.наук. – С. – Петербург, 1998.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||