Каталог статей

Мохова М.В.

Организованный туризм как инновационная форма позиционирования туристских услуг

Целенаправленное воздействие на активизацию туристской деятельности на территории представляет собой форму организованного туризма, под которым следует понимать процесс и результат туроператорской и турагентской деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, то есть вид экономической деятельности, регулируемый сложными экономическими и правовыми отношениями в отличие от самодеятельного туризма, организуемого индивидуально или группой единомышленников (любителей путешествовать или отдыхать в уголках природы, характеризующихся рекреационной привлекательностью).

Формы организованного туризма можно классифицировать по следующим критериям: происхождению туристов, организационной форме, длительности пребывания в путешествии, возрасту, транспортным средствам, времени года или сезону.

Сегодня  основные  туристские  потоки  в  стране  формируются  с  чётко  выраженной сезонной активностью, главным образом, за счёт самодеятельного туризма и автотуризма (отдых в выходные  и  праздничные  дни)  с  размещением  в  частном  секторе  и  комплексах  отдыха (преимущественно летом) и в гостиничном комплексе и домах (базах) отдыха (преимущественно зимой в новогодне-рождественский период). 

Принимая во внимание, что это явление менее тесно связано с туризмом по определению, чем  организованный  туризм,  следует  более  детально  изучить  потребности  этого  туристского потока и обратить на него более серьёзное внимание. Природно-рекреационная привлекательность и  географическое  расположение  страны  могут  стать  основой  для  развития  новых  технологий туризма, которые позволят, с одной стороны, увеличить поток самодеятельного туризма, с другой стороны, постепенно переводить его в рамки организованного.

Привлекательность этой идеи основана на положительном международном опыте развития площадных  технологий  туризма,  наиболее  продвинутыми  из  которых  являются  агротуризм  и экотуризм. Не менее интересными формами туризма в России могут стать культурно-познавательный  туризм, этнотуризм  и религиозный туризм.  Сохраняет  свою  привлекательность элитный туризм и организация отдыха в выходные и праздничные дни.

Внедрение  таких  технологий  должно  осуществляться  синергично  развитию пространственной  инфраструктуры  российской территории.  Речь  идёт  о  возможном развитии  дисперсной  сети  локальных  поселений,  состоящих  из  поместно-усадебных  хозяйств (аналог  экопоселений), которые в социально-экономическом  отношении  более эффективны,  чем дачные посёлки.

Развитие  туризма  в  таком  формате  не  потребует  привлечения  крупных  одноразовых инвестиций,  как,  например, в  промышленность, и в числе потенциальных  точечных инвесторов можно  рассматривать  мигрантов  и  переселенцев,  малый  и  средний  бизнес,  частных индивидуальных инвесторов.

Таким  образом,  развитие  туристского  комплекса  в  России  может предусматривать  три  равноправных,  но  различных  по  значимости  и  срокам  достижения конечных результатов направления: а)  внедрение  агротуризма,  экотуризма,  этнотуризма  и  религиозного  туризма  в рекреационных  зонах  с  параллельным  развитием  пространственной  инфраструктуры территорий; б)  технологическая  модернизация  и  повышение  комфортабельности  существующих гостиничных  комплексов  и  домов ( баз)  отдыха,  развитие  туристской  рекреационно-оздоровительной инфраструктуры и повышение качества экскурсионного обслуживания, в том  числе  с  целью  развития  элитного  туризма,  оздоровительного  туризма,  культурно-познавательного туризма;в)  развитие  сети  туристического  обслуживания  пользователей  дорожного  и  водного (реки, озёра, водохранилища) комплексов за счёт малых и средних отелей/мотелей (на 20 – 70 койко-мест), в том числе с целью перевода в организованные формы отдыха выходного и праздничного дней.

Инвестиции в туризм  по  сравнению  с  другими  секторами  экономики  могут  значительно  увеличить  поток  в область  людей,  и,  следовательно,  приток  финансовых  средств.  Кроме  того,  инвестиции  в туристский  комплекс  являются  важным  системообразующим  фактором  развития  смежных отраслей, предоставляющих связанные с ним услуги и товары.

Развитие формы организованного туризма позволит достичь: увеличение  доходов (бюджетов  всех  уровней,  предприятий  туристской  и  смежных отраслей, граждан, участвующих в предоставлении  туристских и связанных с ними услуг); создание новых рабочих мест в туристском комплексе и смежных отраслях; приток в область рабочей силы и преодоление депопуляционных процессов; вовлечение  в  туристский  бизнес  сельского  населения,  как  наиболее  уязвимого  с точки зрения формирования бедности; инфраструктурное развитие территории области; повышение  профессионального  уровня  работников,  связанных  с  туристской отраслью; сохранение и развитие культурного наследия, этнического уклада жизни, народных и сувенирных промыслов; укрепление здоровья, духовное и физическое совершенствование самих туристов.

Таким образом, современная динамика социокультурных процессов отличается интеграцией самых различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает организованный туризм, сочетающий в себе возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти, расширение культурного кругозора, формирование гуманистического мышления и мировоззрения.