Каталог статей |
Канюка Д.В. Методы совершенствования оптовой торговли в УкраинеЭкономика Украины в ее нынешнем состоянии, с учетом повышенной динамичности рыночных преобразований и такого фактора, как "конкуренция на основе времени", объективно нуждается в инновационном прорыве. В триаде главных субъектов рыночных отношений "власть - производство - торговля" именно оптовая торговля как самый активный их участник способна ощутимо стимулировать инновационные преобразования.Актуальность данной темы в том, что на современном этапе в украинской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Такие авторы, как А. Мазараки, В. Торопков, Н. Голошубова, О. Пустовойт и др. рассматривали вопросы о роли, места, значения оптовой торговли, проблемы ее развития в Украине и предлагались пути их решения. Они отмечали, что отсутствие кардинальных изменений в этой системе со временем приводит к накапливанию проблем. Речь идет об устаревшей материально-технической базе, недостаточности таможенных терминалов, отсутствии складской недвижимости классов А, В, теневых каналах движения товаров, низкой инновационной активности и т.п. Цель данной работы – рассмотреть методы совершенствования оптовой торговли в Украине. Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ для производителей: а) поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям; б) разгружает органы сбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных и другую документацию; в) снижаются затраты, связанные с реализацией продукции. В процессе развития оптовой торговли стоит задача поддержки национального производителя. Проблемы неуклонного снижения в Украине объемов производства продукции из отечественного сырья усугубляются бесконтрольным проникновением на рынок сырья из генетически модифицированных организмов, неоправданно высокая доля импортной продукции в структуре оптовой торговли продовольственными товарами, тотальное исчезновение "экологической", продукции свидетельствуют о необходимости урегулирования этого вопроса на государственном уровне. Пути выхода из сложившейся ситуации, на мой взгляд, должны быть также отражены в Концепции развития оптовой торговли. Формирование Концепции может включать следующие этапы: - создание аналитической базы данных развития рынка; - разработка отдельных программ; -составление плана организационных мероприятий (с определением участников, сроков и т.д.). Допустим, аналитическая база данных развития рынка должна содержать: - показатели, характеризующие состояние продовольственного комплекса (степень обеспеченности населения продуктами питания отечественного производства, из отечественного сырья, определение уровня продовольственной зависимости от импортной продукции и др.); - показатели, характеризующие состояние непродовольственного комплекса (производство качественной конкурентоспособной продукции, доля импортной продукции); - показатели, характеризующие состояние оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в их числе. Изложенная программа позволит определить, насколько уровень оптовой торговли соответствует требованиям рынка и в полной ли мере она выполняет свою социально-экономическую функцию. Изучение имеющихся программных документов по развитию оптовой торговли позволило выделить основные структурные элементы Концепции. К ним относятся: - целевые установки; - роль, комплекс задач и значение оптовой торговли; - состояние, основные тенденции и проблемы; - целевые ориентиры и приоритетные направления реформ; -государственная политика (субъекты государственного регулирования, административно-правовые и экономические методы). Реализация программ развития оптовой торговли в Украине позволить выделить приоритетные направления. Среди них: - создание единого информационного пространства; - стимулирование инновационной активности предприятий оптовой торговли, достижение высокого уровня автоматизации и т.д.; - ликвидация лишних посреднических звеньев в процессе товародвижения; - обеспечение благоприятных условий для появления предприятий оптовой торговли новых типов; - привлечение национального капитала к участию в инвестиционных проектах по созданию современных типов предприятий оптовой торговли; Таким образом, главным значением оптового товарооборота, является то, что в нем находятся все товарно-денежные операции и вся система материального производства в общей схеме движения совокупного общественного продукта. Вместе с тем в нашей стране существует серьезный дисбаланс между потребностями новой экономики и организационно-техническими возможностями оптового звена. |